Ледовый дворец открыли, а тренеров не хватает



Актобе рискует остаться без олимпийского вида спорта.

Казалось бы, какое среди наших степей может быть фигурное катание? Тут бы батыров воспитывать да байгу развивать. Ан нет, ещё в советское время поняли, что красивый вид спорта развивать нужно не только в столице, но и во всех уголках страны.

Исторический экскурс
Впрочем, для того, чтобы поднять диковинный европейский вид спорта, требовалась уйма денег, что для послевоенной России было непомерным расточительством. Олимпийская сборная СССР, дебютируя на зимних Играх в 1956-м, не взяла с собой ни одного фигуриста, а через четыре года была представлена чисто декоративно.
Настоящий прорыв произошёл в середине 1960-х, когда пара Людмила Белоусова и Олег Протопопов вывели фигурное катание на новый уровень, дважды победив на Олимпиадах. А дальше был бум: успехи парников Ирины Родниной и Александра Зайцева, Людмилы Пахомовой и Александра Горшкова, Сергея Четверухина, Владимира Ковалёва сделали своё дело – в каждом городе стали открываться секции, куда повалили мальчишки и девчонки.
В 1976 году в Актюбинске открывается Дворец спорта с ледовым катком, а два года спустя в наш город приезжают тренировать Александр Солодовщиков с супругой Маргаритой. В то время фигурному катанию обучались более трёхсот детей. Упадок начался в 1990-х, Солодовщиковы уехали в Уральск.

Чаяния о большом льде
На лёд дворца спорта «Коныс» Аня Лычко пришла шестилетней девочкой. Юную актюбинку, влюблённую в фигурное катание, заметили сразу. Да и как было не заметить: горящие глаза, воля и упорство, и мечты… Выступать на международном уровне, завоёвывать медали. Однако судьба распорядилась иначе – развал СССР, фигурное катание, как и зимние виды спорта, были забыты.
Девушка получила два образования (юридическое и экономическое), работала в нефтяной отрасли. А когда в 1999 году открылся ТРЦ «Мега», то в качестве тренера на лёд пригласили Анну Лычко. Вот уже много лет она бессменный наставник сотен маленьких актюбинцев, которые под её руководством научились не только уверенно стоять на коньках, но ещё и выступать на казахстанском и международном уровне.
- Вся моя жизнь связана со спортом и льдом. Было многое: и взлёты, и падения, но я ни разу не пожалела о том, что выбрала этот вид спорта. Будучи в «Меге», мы постоянно мечтали о том, чтобы в Актобе построили ледовую арену, где дети могли бы бесплатно заниматься фигурным катанием, мечтали о достижениях. Это не всем дано, но это красивый вид спорта, да и детям он нравится. Во всяком случае, это лучше, чем компьютерные клубы или бесцельное шатание по улицам, - считает Анна.

Дорого и сердито
Коммерческий лёд в торговом центре – это явный прорыв для Актобе, который потерял «Коныс». Однако оплачивать увлечения детей для многих родителей было явно не по карману. Поэтому строительство и запуск ледового дворца «Олимп» было воспринято, как «рука помощи утопающим». В сентябре на запись пришли 800 человек, однако из-за нехватки тренеров пришлось оставить только 225 детишек. Остальные снова будут грезить о фигурном катании, сидя возле телевизоров.
- Когда работала в «Меге», ко мне приходили многие талантливые детки. Начинали кататься, а потом бросали: денег нет. Вот мы и хотели, чтобы этот вид спорта был доступен для всех, - сетует Анна.
Фигурное катание – увлечение не из дешёвых: коньки для девочек 10-11 лет стоят 70-80 тысяч тенге. Коньки на девочек постарше обойдутся уже в 250 тысяч тенге. А ещё есть тренировочный костюм, платье фигуристки– от 50 тысяч и выше.

Постоянное развитие
Фигурное катание не стоит на месте – программы спортсменов постоянно улучшаются, как и усложняются тренировочные процессы. Постигая сейчас гранит науки, Анна знает, что без современного оборудования дети просто не смогут достойно конкурировать:
- Сейчас дети другие, они более подвижные, более заинтересованные. Если раньше детей приводили к нам родители, а ребятишки не понимали, что от них хотят, то сейчас семилетние дети мечтают научиться хорошо кататься и выступать на международном уровне.
Ошибается тот, кто думает, что пробиться в число призёров достаточно легко. Даже на уровне чемпионата Казахстана сделать это непросто: актюбинские фигуристы сейчас входят в десятку сильнейших, перспективы у местных взять медали, очень неплохие. Правда, для этого нужна поддержка со стороны облспорта. А нужно многое: зал для хореографии, зал для общей физической подготовки, тренажёры для вращений, прыжков, тренировочные тренажёры. А это миллионы тенге… Финансов на это в местной казне не предусмотрено.

Тренерский тупик
Что уж говорить о тренажёрах, если не решается даже вопрос с тренерами. Чтобы взрастить хорошего фигуриста, нужны специалисты по гимнастике, по акробатике, хореографии, по скольжению, по установке программы. А что есть в Актобе? Ледовый хореограф Владимир Поздняк и тренер Анна Лычко.
- По-хорошему, с одним ребёнком работает 3-4 тренера, мы с Владимиром пытаемся давать знания, обучаем, но нам сложно. В группах должно быть по 16 человек, у нас по 70.
- К нам и так никто ехать не хочет (имею в виду тренеров по фигурному катанию): не выделяется жилья, нет и достойной зарплаты, - с грустью говорит Анна.
Много раз Анну Лычко приглашали работать за рубежом. С успехом она могла бы передавать свои знания и опыт не только россиянам, но и немцам, французам, американцам. Только вот не бросит Аня своих детей. У неё их 225…
- Они у меня все любимые, знаю расписание их уроков, знаю, чем они увлекаются, знаю их мечтания. Ни за какие деньги не променяю это! Нагрузка на нас огромная – трудимся с семи утра до позднего вечера, но специалистов нет. Так и работаем, на износ, - подытоживает Анна Лычко.

Подготовил Константин СЕРГЕЕВ

Похожие новости

Календарь новостей
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930