Такси для «особенной» категории

Такси для «особенной» категории

Актюбинских инвалидов-колясочников спасает «Инватакси». Городской общественный транспорт для них недоступен.

Константин СЕРГЕЕВ
aktobetimes@list.ru

И водитель, и психолог
Каждый день Руслан Ганиев встаёт пораньше. Работа у него важная и ответственная, поэтому мужчина приходит на своё рабочее место за час. Обязательный медосмотр, а после – получение путевого листа. Увидев знакомые фамилии, Руслан улыбается: с этим можно обсудить последние новости, с другим – пошутить обо всём на свете.
- На самом деле, работать с людьми очень интересно. Я человек любознательный, офисная работа не для меня. На самом деле, всегда стараюсь поддержать разговор, это важно как для меня, так и для людей, - говорит Ганиев.
За баранкой авто Руслан уже четверть века. Знает машины, как свои пять пальцев. В свои 53 года мужчина стал неплохим психологом. Работа обязывает, а может, просто так требует душа…
Вот уже десять лет Руслан Ганиев работает водителем службы инватакси. Водителем – это мягко сказано – он и грузчик, и помощник, и психолог, и просто хороший собеседник. Именно Руслан и стал одним из первых водителей инватакси. Несколько лет он водил специально переоборудованную «Газель», а потом пересел на «Фольксваген».
- За всё время моей работы в службе инватакси было многое: инвалиды – это особый контингент людей, со своими привычками, со своим взглядом на жизнь. Я это прекрасно понимаю. Одно могу сказать точно – никогда не жалел о выборе своей работы! Я уважаю своих подопечных, многие из них стали моими друзьями. Это сильные духом люди, у которых огромная воля к жизни. Это пример для тех, кто не позволяет себе опускать руки, - говорит Руслан Ганиев.

Координация в надежных руках
Эрик Ибрагимов всегда умел находить общий язык с людьми. Ещё в детстве парню поставили диагноз «ДЦП», однако болезнь его не сломала. К своим 24 годам он имеет высшее юридическое образование, прекрасно поет, а в качестве ведущего Эрик и вовсе безупречен. С декабря прошлого года молодой человек решил попробовать себя в новой профессии. Теперь он – диспетчер службы инватакси.
- Моё «оружие» - это не компьютер, а ручка, карандаш, сводные листы и телефон. Я всё время наготове – люди звонят, не переставая, но мне это нравится. Люблю общаться и помогать, - говорит Эрик.
Работы у Эрика действительно много. Зачастую желающие записываются за пару дней вперёд. Выходят «накладки», когда нескольким инвалидам-колясочникам нужна услуга инватакси в одно и то же время. Чтобы не было ссор и недопонимания, диспетчер уговаривает инвалидов перенести свою поездку на свободное «окошко».
- Когда работаешь в самой системе, понимаешь, насколько это непросто. Ещё одна большая проблема: обычные службы такси зачастую не любят отвозить колясочников: у кого-то багажник занят, у других установлено газовое оборудование, опять же, места нет для коляски. А ведь инвалиды – такие же люди, разве что ограничены в движении. Вот в Европе и Америке есть все условия для них, а у нас этого нет… К сожалению, - сетует Эрик Ибрагимов.

Цивилизация до Актобе не дошла?
С проблемой того, что в Актобе отсутствует общественный транспорт, которым могли бы пользоваться инвалиды-колясочники, столкнулся Аслан Кудабаев. Пару недель назад инвалид первой группы приехал в наш город из Уральска. Место жительства он поменял по воле судьбы, однако город на белом холме встретил гостя не очень...
- В Актобе нет ни одного автобуса, который бы подходил для инвалидов на колясках. В Уральске практически на каждой маршрутной линии есть по одному такому автобусу. Очень удобно, там нет ступеней – подъехал общественный транспорт, заезжаешь. Кондукторы помогают, пассажиры… - рассказывает Аслан. – Мне сейчас работу предлагают, а как я туда добираться буду? Инватакси хорошо, конечно, но не всегда ведь получается у них забрать меня и отвезти. Буду добиваться приёма у акима, обрисую ситуацию, надеюсь на помощь.

Финансы поют романсы
Инватакси в Актобе появилось в 2005 году. Инициатором службы стала руководитель фонда поддержки парализованных граждан Актобе Куралай Байменова. А первой машиной, которая и развозила инвалидов-колясочников, стала «Газель», которая ей и принадлежала.
- Машину с символическим названием «Сила духа», которую мне подарил Бауыржан Курманалин, я передала в «Автопарк». Тогдашний руководитель «Емшана» Изтурган Сагиев переделал её, приспособив для инвалидов-колясочников. Наняли водителя, зарплату которого также взял на себя «Автопарк». Они же и ГСМ оплачивали. Инвалидам стало полегче, первый шаг был сделан, - рассказывает Куралай Базарбаевна.
Верой и правдой «ГАЗель» прослужила до 2010 года, пока не выработала свой ресурс. Благо, в тот год от общественного фонда «Саби» в Актобе прибыли два «Фольксвагена». На сегодня в службе инватакси работает семь машин, а это значит, что ежедневно около полусотни инвалидов-колясочников могут ездить на работу, к врачам.
- С 2012 года служба «Инватакси» работает по государственному социальному заказу. Запись у нас ведётся заранее, так удобнее и для нас, и для самих инвалидов, - говорит финансовый директор фонда поддержки парализованных граждан Актобе, куратор проекта Марал Нуралина. – Работает служба в будние дни с 9 утра до 6 часов вечера. Хотя бывают и исключения, если инвалида-колясочника нужно отвезти или забрать из аэропорта или автовокзала в выходные дни. Бывают случаи, когда наши услуги нужны и во время масштабных мероприятий.
Если раньше услугами инватакси могли воспользоваться только взрослые, то с 2016 года в этот проект включили и детей с поражением опорно-двигательного аппарата. Как признаются в самой службе, количество желающих воспользоваться услугами инватакси растёт из года в год. Для Актобе, к примеру, нужно ещё минимум 15 специально оборудованных авто. Однако средств на это пока нет.
В конце января «Фонд поддержки парализованных граждан» и городские власти снова заключили договор на услуги инватакси: 18 миллионов выделяют на перевозки взрослых и всего 6 миллионов – на детей.
- Один машиночас нашего «такси» обходится 2 255 тенге на одного взрослого и 1 030 тенге на одного ребёнка. Почему такая градация, не понятно. Ведь дороги у нас одни и те же, водители, бензин… Всё одинаковое! - недоумевает Нуралина. – Мы много чего хотели бы: и специально оборудованный общественный транспорт, и чтобы инватакси стало круглосуточным, ведь в вечернее время инвалиду хочется сходить и в театр, и в кино, но пока это нереально.
Кстати, стоимость машиночаса в Актобе является самой низкой по Казахстану.

Подключились и районы
Опытом службы «Инватакси» в Актобе заинтересовались и в районах. На него обратили внимание предприниматели из Шалкара и Мугалжарского района.
- Действительно, потребность в такой службе есть, - подтвердили в райсобесе Мугалжарского района. - Сейчас у нас в районе 65 инвалидов-колясочников, в Кандыагаше – 45. Услуга очень нужная и социально необходимая. На 2018 год мы запросили 4,5 миллиона тенге. Думаем, что эту сумму нам выделят из районной казны.
А вот в Мартукском районе уже имели подобный опыт. С прошлого года этим вопросом занимается общественный фонд «Центр оказания помощи инвалидам и пожилым гражданам «Акку».
- Когда увидели, что такая служба есть в Актобе, то сразу же подумали, почему бы не создать что-то подобное и в Мартукском районе. Выделили машину. Для предпринимателей никакой выгоды нет, это просто социальная ответственность. Долг каждого бизнесмена – помогать, - рассказали в общественном объединении.
Кстати, в прошлом году на эти цели из мартукского районного бюджета выделили свыше 2,3 миллиона тенге.

77-65-65 – номер телефона службы «Инватакси».

Что нужно, чтобы заказать «Инватакси»:
Услуги инватакси предоставляют работающим и обучающимся инвалидам (инвалидам-колясочникам, детям-инвалидам и инвалидам 1 группы с нарушением опорно-двигательного аппарата), согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида. Тем, кто не имеет возможности пользоваться городским общественным транспортом, согласно графику работы или учебы.
Услугой могут воспользоваться инвалиды при предоставлении документов: копия удостоверения личности, заключение медицинской организации по форме 035-1/у, копия справки об инвалидности.


13 622 поездки – совершено службой «Инватакси» в 2017 году. 893 инвалида первой группы и дети-инвалиды воспользовались услугами службы.

Похожие новости

Календарь новостей
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930