«Хореографы, как врачи, несут ответственность за детей»

«Хореографы, как врачи, несут ответственность  за детей»

Каршыга Дандагариев
балетмейстер-постановщик, педагог-хореограф музыкального колледжа

«Вам весело, вы танцуете, потеете, но это еще не значит, что тренировка приносит пользу»

С девяти лет я в танцах. С моим «фэйсом» интересно было жить в России. В классе - двое казахов. Было тяжеловато, но весело. Меня всегда звали Колей. Вечером придешь, умоешься, посмотришь на себя в зеркало и улыбнешься: «Это Коля?». После восьмого класса я поступил в Оренбургское училище культуры. Но полностью «раскрылся» в танце в шестнадцать лет.

Одно время я работал в Астане, где преподавал pole dance. Люди путают его со стриптизом. На самом деле, это спорт - акробатика на шесте. Ко мне на занятия ходили женщины разных профессий. Одна гинеколог, другая – предприниматель. Через два года я узнаю, что недавно они участвовали в соревновании в Бразилии. Представляли Казахстан по pole dance и заняли хорошие места. Бывает, женщины внушительных габаритов, но при этом гибкие и делают удивительные стойки. Иногда хобби перерождает человека. Может, она всю жизнь мечтала стать танцовщицей, но не сложилось. А с мечтой так и не рассталась.

Одно время я часто был в жюри танцевальных конкурсов. Показывают номер: девочки выходят под песню «Хуторяночка» в кокошниках, русских национальных костюмах. Лексика танца непонятная: и русские движения, и украинские, в общем – что попало. Хотя украинский и русский танцы совсем не похожи! Я с детства стоял возле станка, и иногда становится обидно за профессию. Не хочу никого оскорбить, но некоторые поверхностно выучиваются и считают себя хореографами.

Когда мне предложили вести восточные танцы, сначала я поехал в Москву, выучился на инструктора pole dance. Хореография и фитнес - это совершенно разные вещи. Вот вы ходите на фитнес-занятия. Вам весело, вы танцуете, потеете, но это еще не значит, что тренировка приносит пользу. Может быть, вас калечат. Дают движения, которые вам вообще не нужны. Для каждой мышцы нужна своя нагрузка. Как-то приезжала хореограф из Астаны проводить мастер-класс. Она удивлялась, что некоторые в Актобе умудряются работать танцевальными инструкторами и при этом не знают элементарной терминологии танца.

«Испанский танец я по-казахски танцевать не хочу»

На хореографах лежит большая ответственность за детей, как у врачей. Ты же работаешь с детьми. Неправильная постановка корпуса, посадка могут сформироваться с детства. И потом будет сложно исправить это у ребенка. Хореография – наука, в которой есть определенная методика. Молодые хореографы очень самоуверенные. Учат танцы по «Ютубу», не вникают в суть. Я не берусь за то, в чем не уверен до конца. Не пойду преподавать в детский сад. Если не владею испанским танцем, не возьмусь за него. Потому что испанский танец я по-казахски танцевать не хочу.
В Оренбурге как-то ставили казахский танец, а получился с русским акцентом. Вроде, вышли девочки в казахских национальных костюмах, но прорывалась русская натура: улыбки, заигрывания. Я собрал девчонок, заварил по-казахски чай, включил казахскую музыку. Погрузил в нашу культуру. Прежде чем ставить танец чужой народности, нужно пропустить через себя материал, почувствовать национальный колорит.

Сегодня пампушечка, а завтра она может стать самой худой девочкой. Я никогда не делаю поспешных выводов о ребенке. У каждого свое биологическое время. Самое главное, чтобы было желание. Не бывает плохих учеников, бывают плохие педагоги. Сейчас преподаю в музыкальном колледже. Двойки ставить не люблю. Вообще считаю, что оценки не для хореографии. Даже если не всё гладко, стараюсь говорить: «Молодец, у тебя получается». Пусть это будет кусочек обмана. Но студентка после похвалы уже окрыленная. У нее горят глаза, она хочет учиться дальше.

«Может быть, случайно моя фамилия выпала из списка…»

Недавно в Актобе был форум «Рухани жаңғырту». Я работал над танцевальной частью концерта. Пятьсот человек. Три недели мы делали всю «черную работу»: загорели, обветрились. После концерта я узнаю от своих коллег, что они получили грамоты. Меня не наградили. Я никогда не работал ради грамот. Но хочется какого-то признания. Мне сказали, что моя фамилия выпала из списка награждаемых. Может быть, она и случайно выпала... Вы можете представить мое состояние. Я вложил в эту работу всю свою душу. Просто по-человечески обидно. Никаких извинений я так и не услышал. Грамоты до сих пор нет.

Мне бы хотелось, чтобы каждый профессионал был на своем месте. В последнее время грань стерлась. Кто-то пашет, годами не видит родных, получает профессию в хореографическом училище. И его зарплата такая же, как у местного хореографа с коридорным образованием. А зачастую неучи даже «съедают» профессионалов.

«Мне некогда заниматься такими вещами ,как правильное питание, диеты»

Младшей дочке Диане пять с половиной лет. Батырхану - девять лет. Буду скоро готовить его в хореографическое училище. Старшему Арману одиннадцать лет. В этом году он прошел все туры и поступил в Академию хореографии в Астане. Нигде в мире нет хореографических училищ такого образца, как в Советском Союзе, где тебя бесплатно учили игре на пианино, сольфеджио. Человек выходит образованнейшим. Сын окончит одиннадцатый класс уже с дипломом артиста классического или народного танца. Я не лишаю его выбора. Дальше сам решит, куда ему идти.

Не держу каких-то строгих диет. Стараюсь не переедать. Утром обязательно бег. Пятнадцать-двадцать минут выполняю набор движений, которые я сам себе назначаю, как врач. Месяц могу заниматься плотно, но даю себе две недели отдыха. Не хочу быть слугой каких-то правил. Это меня напрягает. Естественно, набираю несколько килограммов, но потом приятнее работать. Мне некогда заниматься такими вещами, как правильное питание, диеты. Я ведь отец троих детей (улыбается), все время в работе.

Беседовала
Елена Рышкина,
фото Лилии Беликовой

Похожие новости

Календарь новостей
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930