«Эту весну мы не сможем забыть»

«Эту весну мы не сможем забыть»

Вот уже 7 месяцев прошло после весенних паводков, а жители поселка Курайли до сих пор не могут восстановить свои дома.

Иван ГАЙВАН
aktobetimes@list.ru
фото Лилии БЕЛИКОВОЙ


Напомним, в субботний день, 16 апреля, в поселок Курайли пришло несчастье. Жилища людей начало топить. В Курайли больше всего пострадало четыре дома, расположенных на самой крайней и низкой улице Ардагер. Прошло 7 месяцев. Как теперь живут люди?

«Нам дали 70 тысяч тенге»
Калитка последнего дома на улице Ардагер была открыта. На отклик хозяева не отзывались, и мы решили войти. В огороде собирала мелкий картофель 81-летняя бабушка. Увидев гостей, она бросила свое занятие и рассказала, как теперь живет.
- Оглядитесь, тут еще «пахнет» весной, - кивнула на свой огород Ольга Иванченко. – Вон бревна, которые принесла вода, их никак не можем вывезти. После того, как все случилось, мы пошли в местный акимат. Там нам сказали писать заявление, но сразу предупредили, чтобы мы много не просили. Потому что денег нет. Вот и дали нам 70 тысяч тенге.
Паводок полностью разрушил сарай пенсионерки, уничтожил сено, которое она заготовила на два года вперед. Пострадали и соленья, и 10 мешков картофеля. Вода также испортила стены и полы в доме, уничтожила вещи.
- Деньги, которые нам дали, ушли быстро, - продолжила Ольга Генриховна. – На них мы купили кирпичи и немного цемента, но всего этого не хватило даже на мизерную часть материалов.

Это ваши проблемы
Вскоре после того, как пенсионерка получила 70 тысяч тенге, из города приехала комиссия, которая удивлялась, почему сельчане не требуют стройматериалы.
- Ну откуда мы знали, что нам могут дать стройматериалы? - пожимает плечами бабушка. - В акимате нам ничего не говорили. Заявления писали под диктовку. Дали эти копейки, и всё на этом, а некоторые получили гораздо больше. После того, как дали деньги, мы никуда не писали. Они помогали восстановить жилплощадь. По поводу восстановления сараев говорили, что это наши проблемы.

Вся пенсия уходит на ремонт
Ольга Генриховна получает 60 тысяч тенге пенсии. Вот уже седьмой месяц всю свою пенсию ей приходится тратить на ремонт.
- Спасибо зятю и его друзьям, они помогают делать ремонт, а я только и успеваю закупать кирпичи, - сетует пенсионерка. – Здесь я живу с внучкой, ее младенцем и супругом. 22 сентября у меня умерла дочь. Она умерла, все сломалось. Этот год принес нам немало хлопот. Трудно, очень трудно...
Бабушка в свои 81 год, вытирая слезы, говорит, что пошла бы на работу, да только кто её возьмет, в ее-то 81 год? Вот и приходится им четверым жить на пенсию и мелкие подработки зятя.

Было страшно
Семья Иванченко, как и другие сельчане, весну 2017 года будут помнить всю жизнь.
- Как вчера это было, - вспоминает Ольга Генриховна. – Я была в городе. Приезжаю, а вода с огорода идет. Зять в панике. Ставит столбы, борется с водой, но она не отступала, а потом как хлынула напором до самой калитки и моментально уничтожила наше имущество. Потом нас вывезли с документами из дома, а утром я пришла спасать корову и кур. Куры забрались на сено, а скотину отправили к соседям. Пострадали не только мы, но и другие сельчане. Они также до сих пор ремонтируются. Я впервые вижу такой потоп. Было очень страшно.



Вот и доэкономились
Ольга Иванченко критично рассуждает о том, кто же все-таки виноват в произошедшем потопе.
- В акимате говорили, надо собирать больше воды, экономить, - разводит руками собеседница. – Вот они и доэкономились, что через верх пошло, а когда открыли шлюзы, нас и затопило. Им деньги надо, а нам что? О людях думают в последнюю очередь.
Вода в огородах Курайли стояла долго. Это существенно повлияло на урожай.
- Огород начали пахать только 15 июня, - подчеркивает Иванченко. – Сначала вывозили мусор, разравнивали землю, а потом сажали. Как итог, -плохой урожай. Картофель с горох, а помидоров и огурцов почти нет. Как будем жить зиму, ума не приложу. Даже скотину кормить нечем.

Вода сломала стены в доме
Соседи семьи Иванченко в день потопа целые сутки боролись с водой, не пуская ее в дом и сарай. Но в доме треснула межкомнатная стена, и поднялись полы.
- Нам дали 70 тысяч тенге на ремонт, - говорит Екатерина Ундосинова. – Понятно, этих денег не хватило. У нас в доме сломалась балка, и мы боялись, что рухнет стена. Ее нужно было срочно переделывать. Дом старый, 65 года, и не выдержал такой погоды. Моя семья все выходные проводит за ремонтом. Новую стену уже поставили, но работы еще много. Придется вкладывать свои деньги, чтобы доделать ремонт. Думаю, на следующий год все закончим.

Переселенцы с Махамбетовки строят коттеджи
От паводка пострадали и многие жители Махамбетовки. Некоторые дома были полностью уничтожены, и людям пришлось искать новое жилье. Многие из них оказались везучими: получили новые квартиры от работодателей и бизнесменов, а другим дали земли в Курайли и стройматериалы для постройки новых домов от фонда «Колганат Актобе».
- Полмесяца, как я начал строительство дома, - вытирая пот, говорит Орынжан Абуов. – Дом, в котором я много лет жил на Махамбетовке, полностью разрушился. Когда все случилось, государство нас отправило жить на квартиру. А позже нам выдали землю и стройматериалы. Помощи нам хватило. Претензий не имею. Спасибо всем, кто помогал!
По словам мужчины, к нему каждый день приходят из местного акимата, узнают, как проходит стройка и нуждается ли он в помощи.
- Приятно, когда власть беспокоится за людей, - улыбается Абуов. – Жить в Курайли мне нравится. Тут чистый воздух, хорошие люди. Думаю, что к новому году мы закончим строительство и уже всей семьей соберемся за дастарханом. А семья у меня большая: мы с супругой и четверо взрослых сыновей. Младший сын сейчас служит в армии.

Похожие новости

Календарь новостей
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031