Ислам начнут менять в Казахстане



Власти создают собственное направление мировой религии. На чем может быть построена казахстанская школа ислама, объясняет теолог Аскар Сабдин.

Ренат ТАИПОВ
aktobetimes@list.ru
Фото из архива


Власти республики признают, что создание собственной школы ислама вызовет критику из-за рубежа, но формировать направление необходимо.

- Мы с коллегами приходим к выводу о том, что Казахстан достоин иметь свою школу ислама. Я думаю, что это наша общая цель, вместе с ДУМК (Духовное управление мусульман Казахстана) создать собственную казахстанскую школу исламоведения и толкования порядка применения отдельных положений Корана и Сунны с учётом национальных, культурно-исторических традиций, – заявил на минувшей неделе министр по делам религий и гражданского общества Нурлан Ермекбаев.

Догмы адаптируют

В другом своем заявлении глава ведомства определил, какие формы должно принять новое направление ислама: «Нужно разработать собственную школу понимания ислама, не оглядываясь и не опасаясь зарубежной критики. Отличительными чертами казахстанской школы исламоведения, на наш взгляд, должны стать опора на духовные, морально-этические ценности с учетом национальных культурно-исторических особенностей нашей полиэтнической страны. Умеренность и гибкость в восприятии устаревших догм, их адаптация к современным реалиям, восприятие веры как личного интимного вопроса, доброта и толерантность к тем, кто придерживаются других взглядов, уважение и соблюдение законов светского государства».

Набирают ученых

Министерство уже формирует группу из религиоведов и теологов, которые и разработают казахстанскую школу ислама.
Таким образом в министерстве хотят предотвратить распространение радикальной исламской идеологии.

«Некоторые религиозные люди на первое место стали ставить буквальное соблюдение предписаний религии выше светской морали и законов. Это источник серьезных рисков и конфликтов, как внутрисемейных, так и общегосударственных», - признал министр.

Чтобы выяснить, на каких основах может быть выстроена казахстанская школа понимания ислама, мы обратились к теологу Аскару Сабдину.


- Есть такое понимание – любое богословское заключение обусловлено временем, местом и обстоятельствами. У нас сейчас что происходит? Часть нашей молодежи берет богословские заключения из-за рубежа – чужие призывы, чужие фетвы используют наши верующие. Это не правильно. Создание местной школы богословия подразумевает, что у нас будут компетентные ученые, которые в своих богословских суждениях станут учитывать казахстанскую реальность, время, место и обстоятельства, - так объясняет теолог необходимость в формировании казахстанской школы.

По мнению Сабдина, в стране уже подготовлены исламоведы для реализации амбициозной задачи.

- У нас выращены свои, местные, компетентные ученые исламоведения международного уровня. Казахстан – страна молодая. И вот в декабре 2015 года в университете Нур-Мубарак (Алматы – Р.Т.) перед диссертационным советом, созданным министерством образования, защитился первый доктор исламоведения. Раньше теологи не могли получить степень доктора. А сейчас уже собственных докторов исламоведения в стране более 10 человек.

Как считает Аскар Сабдин, создаваемую в Казахстане школу нельзя будет назвать чем-то абсолютно новым. Поскольку Центральная Азия со средних веков славилась мусульманскими богословами, а потому скорее можно говорить о возвращении к традиции.

- Наша школа, по-видимому, будет учитывать и ханафитский мазхаб, и другие положения, которые соответствуют нашей казахстанской реальности.

В истории ислама были ученые школы ма вара ан-нахра, то есть по-русски государства Мавераннахра. Этих ученых в богословии мало кто мог превзойти в мире. Величайшие книги по фикху - мусульманскому богословию - были ими созданы.
Вот какими особенностями обладала эта школа. Первое, это преобладание рационализма – во главу познания ставили рационализм. Самих ученых называли - ахль ар-рай, то есть людьми мнения, людьми рациональности. Вторая особенность школы ма вара ан-нахра – наличие научного подхода в понимании первоисточников - усуль аль-фикх, то есть методологии, применяемой в богословии. Третье отличие – школой сильно развивался воспитательный аспект – не просто формально обучали исламу, а прививали духовный вкус. Воспитывали вместе со знаниями. К тому же, богословие было тесно связано с философией. У нас в Центральной Азии доминировало богословская школа матуридия, которая также использует методы дедукции и индукции. Вот это все особенности школы Центральной Азии, которая была утрачена за 70 лет воинствующего атеизма.

Можно назвать и представителей этой школы: Абу Ляйс, ас-Сарахси, аль-Маргинани, аль-Матуриди, ан-Насафи, ас-Сыгынаки, аль-Иткани, ат-Тарази, аль-Оши. К ним же относится и Ходжа Ахмед Яссауи, и Науан Хазрети, и Абай, и Шакарим. Можно отнести и Алтынсарина. Да, Кожа Ахмет Яссауи – представитель суфизма. Но и суфизм является частью нашей традиции. Все перечисленные ученые относились к ханафитскому мазхабу, традиционно принятому на территории Казахстана, и к матуридитской акыде – вероубеждению. Более того, все эти ученые практиковали аскетизм, - поясняет Аскар Сабдин.

Похожие новости

Календарь новостей
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930