Дирижер Али Ермекбаев: «Пока на сцене фонограмма, живая музыка в тени»

Дирижер Али Ермекбаев: «Пока на сцене фонограмма, живая музыка в тени»

Али Ермекбаев, руководитель Камерного оркестра Актюбинской областной филармонии имени Г. Жубановой

«В школу имени Казангапа пришло более 70 заявлений, приняли всего тридцать детей»

Всегда ищу что-то новое, неординарное. И стараюсь подбирать репертуар, который хотят услышать наши зрители. В целом, у нас не подготовленная публика. К сожалению, в школах не уделяется должное внимание дополнительному образованию. Раньше при каждом учебном заведении работали кружки самодеятельности: народные инструменты, вокально-инструментальные ансамбли. Если происходит какая-то оптимизация, то обязательно страдает культура.

На концерты филармонии не всегда раскупают все билеты. Это печально для города, в котором проживает 500-600 тысяч человек. Почему к нам мало приезжает артистов? У нас нет зала соответствующего формата, чтобы принимать гостей из крупных городов. Во Дворце студентов хорошо проводить КВНы, форумы. Но это здание не для оперетты или оперы. Благо, что аким области стал уделять много внимания культуре. Начали строить Дворец молодежи.

Есть большая нехватка музыкальных педагогов. В школу имени Казангапа пришло более 70 заявлений, приняли всего тридцать детей. Школа маленькая, учителей не хватает. Ищут молодых. Не понимаю, зачем делать такие ограничения, если пожилой человек хочет работать… Мы должны ценить педагогов с большим стажем. А молодые сейчас амбициозные, в первую очередь спрашивают про зарплату. Уже на втором месте саморазвитие, профессиональный рост. Если зарплата не устраивает, работать не пойдут.

«В военном оркестре через месяц мог играть свободно на всех инструментах»

Мой отец играл на домбре, мандолине. Участвовал в самодеятельности Уилского района - театральных постановках, народном оркестре. Хотел учиться, но в послевоенное время не было такой возможности. Папа хотел, чтобы мы получили музыкальное образование, отдал нас в музыкальную школу. Я среди братьев и сестер оказался самым терпеливым. Когда в двенадцать лет получил третье место на областном конкурсе, расстроился, что не победил. Но этот конкурс дал мне огромный толчок. Я понял, что хочу связать свою судьбу с музыкой. В колледже попал на русское народное отделение. Начал изучать духовые, народные инструменты, петь в хоре. Мне было так интересно пробовать себя в разных жанрах. Играл на саксофоне, балалайке, контрабасе.

После колледжа меня забрали в армию. Там я оказался в военном оркестре. Прошел хорошую школу - через два месяца уже играл свободно на инструментах. Помню, как выступали в Оренбурге и заняли первое место. Дали грамоту за лучшее исполнение Гимна Советского союза. Я тогда играл на тарелках. После армии пришел работать в первую музыкальную школу, где стал художественным руководителем оркестра аккордеонистов-баянистов.

Когда начал работать с детьми, искал подход. Со временем понял, что материал для изучения должен быть интересен, прежде всего, детям. Симфонии, менуэты – прекрасно, но к ним надо «прийти». Мы изучали мелодии советских песен, кинофильмов. Я видел, как у детей горят глаза, когда они учились играть знакомые, любимые композиции.

«Мы выращиваем, воспитываем своих музыкантов, а потом они едут в столицу и там остаются»

На классический концерт билет стоит 500-700 тенге. Приходит человек двести, примерно две трети зала. Приезжает, к примеру, Кайрат Нуртас со студийной фонограммой, цена билета от пяти до десяти тысяч тенге и полный зал. К сожалению, пока не уберут фонограмму на эстраде, люди не начнут ценить живую музыку.

В камерном оркестре было двадцать четыре музыканта, недавно стало тридцать четыре. Чтобы создать хотя бы малый симфонический оркестр, надо набрать шестьдесят четыре человека. Со временем, конечно, мы к этому придем. Выращиваем, воспитываем своих музыкантов, а потом они едут в столицу и там остаются. А мы снова говорим, что у нас нехватка музыкантов. Человек учится семь лет в музыкальной школе, четыре года в колледже, чтобы потом получать зарплату пятьдесят тысяч тенге… Поэтому многие уезжают.

Надо заинтересовать специалистов: выдавать гранты, отправлять на учебу, создавать условия для проживания, заключать контракты на несколько лет. Как правило, человек за это время осядет в городе. В Уральске таким образом открыли симфонический оркестр: аким сразу выдал приезжим музыкантам двадцать квартир.

Моя жена – пианистка. Старшая дочь окончила Алматинскую консерваторию, сейчас учится в магистратуре в Саратове. Вторая дочь – на втором курсе музыкального колледжа по классу альт. Выступаем семейным ансамблем. Еще у меня растут две маленькие дочки, тоже хочу отдать их в музыкальную школу. Необязательно дети станут музыкантами. Музыка – это воспитание, духовная культура. Не случайно за границей при устройстве на работу преимущество отдают людям с музыкальным образованием. Музыкант сможет реализоваться в любой профессии.

Я учусь в аспирантуре Саратовского национального исследовательского университета имени Чернышевского. Пишу диссертацию о музыкальном образовании Казахстана. Когда-то я мечтал поступить в Саратовскую консерваторию. Этот город манил своей пятивековой историей. Получается, спустя тридцать лет моя мечта сбылась (улыбается).

Беседовала Елена Рышкина,
фото Лилии Беликовой

Похожие новости

Календарь новостей
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031