Малый и средний бизнес душат проверками

Малый и средний бизнес душат проверками

Две недели назад в прессе привели ужасающую статистику: в Казахстане одного предпринимателя проверяет 61 государственный орган, предъявляя 28 000 требований.

Нужны профессиональные технари

Эти многотысячные требования касаются, в первую очередь, малого и среднего бизнеса. Не случайно в этой сфере большая часть предпринимателей занимается куплей-продажей, а не производством.
Казалось бы, если мы хотим иметь высокую производительность труда и значительный рост ВВП, нужно создать благоприятные условия для перехода бизнеса в производственный сектор. Например, в США 80% ВВП создает именно малый и средний бизнес. Но для этого нужно не только создание благоприятных условий для ведения бизнеса, но и подготовка профессиональных технарей. Так, в Америке в 3-5 раз больше инженеров на 1000 жителей, чем в Казахстане.

Бизнес давят проверками

Канцлер Германии Бисмарк заявлял: «Если дать чиновнику хоть на йоту неконтролируемую власть - он тут же ею злоупотребит». И это справедливо. Например, у нас, если малый и средний бизнес имеет земли, здания, оборудование и транспорт, то 61 проверяющий и 28 000 требований будут тут же со всеми вытекающими последствиями. Но ведь можно и по-другому!
Так, в Японии при численности населения 138 млн человек работают 9000 чиновников, у нас на 17,5 млн человек населения 100 000 чиновников. Трудно сказать, сколько у них неконтролируемой власти…
Более того, наши уполномоченные органы используют репрессивный надзор: проверки, штрафы, судебные дела. В Германии все госструктуры оценивают по результатам деятельности курируемых ими областей, а не по выписанным штрафам и судебным делам.

Коммерческая тайна… не существует!

Я учился в школах менеджеров Германии и Франции. Наша законодательная база не хуже, чем у немцев и французов, а часто и более совершенная. Но исполнение законов по ряду основных постулатов рыночной экономики желает лучшего.
Возьмем коммерческую тайну. Многие исполнительные органы не обращают внимание на это требование закона. Приведу пример: лет 8-10 назад ввели республиканский мониторинг получаемой и реализуемой продукции. В списке были многие организации, но возьмем в качестве примера одно предприятие.
Мониторинг занимал 35-40 печатных листов. Все, что было получено за отчетный период, должны были отразить с расшифровкой: по количеству, ценам, маркам, типам, другим характеристикам, от какого поставщика получили, его полные реквизиты, фамилия, имя, отчество руководителя, телефоны руководителя, городские и сотовые. То же самое - кому реализовали с указанием получателя, его реквизитов, фамилии, имени, отчества руководителя, его телефонов городских и сотовых, продукции, наименования товара в ассортименте, его стоимости и количества. Из-за утечки информации объемы реализации этого предприятия сократились на 50%, предприятие довели до предбанкротной рентабельности. Оно восстанавливалось несколько лет.
Монопольные структуры при представлении им материалов на тендеры, требуют дать данные по всем бенефициарам, имеющим 10% и более голосующих акций. Но эти данные - коммерческая тайна!

Недропользователи пользуются деньгами поставщиков

Самые развитые у нас отрасли – это недропользователи и монопольные структуры. Они должны были стать центрами, вокруг которых развиваются малые и средние предприятия.
Но этого нет, потому что тендеры и закупы проводятся с участием «ручного» управления. Бывают сговоры, составление условий под определенного аффилированного поставщика, под фирмы работников, оформленных на подставных лиц и другие срежиссированные действия.
Недропользователи, пользуясь пробелами в законодательстве, установили сроки расчета за полученную продукцию - до 90 и более дней. Причем, если объявленный тендер имеет 20-30 наименований и более, то вышеуказанный срок оплаты исчисляется, начиная с получения последней позиции. Учитывая, что заказанное количество наименований могут поставлять разные страны, города и, естественно, могут быть задержки, оплата затягивается до пяти-семи месяцев. Срок расчета за поставленную продукцию - это один из факторов влияния на ценообразование за счет процентов за кредит и отвлечения оборотных средств. Иными словами, недропользователи успешно пользуются чужими оборотными средствами, обременяя малый и средний бизнес.

Преференциями владеет крупный бизнес

Некоторые недропользователи делают тендеры многономенклатурными - до 50 наименований, с поставкой из нескольких стран. В договоре о поставке «забивают» пункт, что в случае задержки поставки какой-то одной из позиций, штраф насчитывается от всей суммы договора, а не от стоимости недопоставленной позиции. Остальной поставленной продукцией пользуются бесплатно длительное время.
Как может развиваться малый и средний бизнес, если богатейшие недропользователи пользуются их оборотными средствами? Заказываемая продукция может изготавливаться 50-60 дней, и поставщик обязан сделать изготовителю предоплату, плюс время транспортировки в среднем 10 дней (с доставкой на склад покупателя), и после этого будет сделана оплата поставщику через 90 дней, т.е. всего через 150-160 дней. Ну, какой бизнес это выдержит?
Почему такая форма оплаты, как предоплата, забыта напрочь?
В Европе есть неписаное правило: если за продукцию не делалась предоплата, то отсрочка оплаты бывает до 30 дней, не более, и этот вопрос не обсуждается.
Я не удивлюсь, если монополистам захочется сделать оплату за полученную продукцию через год, они этот диктат сделают. Законодательство не запрещает любой срок.
Если мы хотим развивать малый и средний бизнес, нельзя создавать для одних преференции, а для других убытки или рентабельность ниже плинтуса.

Покупатель вправе отказаться от продукции до конца года

По существующему положению, если поставщик выиграл тендер, он должен по заявке покупателя поставить продукцию в течение 20 дней. А если такой заявки не будет, то покупатель может в конце года отказаться от заказанной продукции. Получается, если поставщик закупил продукцию в январе, а заявки от покупателя не будет до конца года, то выходит, что оборотные средства будут отвлечены целый год. И если покупатель в конце года вообще откажется от покупки заказанной продукции, то встает вопрос: а куда ее деть?

Зачем рубить голову предприятию, дающему рабочие места?

Еще несколько слов о возникающих проблемах по существующему порядку госзакупа. Всем известно, что теория и практика не всегда совпадают.
По существующему порядку, если поставщик выиграл тендер в электронных торгах, то должен в течение 3-х дней подписать электронный договор. Вот пример, произошедший в мае. Поставщик должен был подписать электронный договор по поставке труб Ø20 мм в количестве 80 метров на сумму 38 тысяч тенге со сроком поставки до 3 июня 2017 года. После майских праздников, 2 мая, произошел сбой работы компьютера и компьютерной программы. Пока занимались восстановлением, закончился день (срок подписания до 17 часов 2 мая т.г.).
Эта продукция (трубы) у поставщика была в наличии. Он утром 3 мая бежит к покупателю с письмом: «…не считайте нас недобросовестным поставщиком, мы сегодня 3 мая 2017 года завезем заказанные Вами трубы…».
Отвечают: «… нет, это будет коррупционное проявление…».
Департамент госзакупок, несмотря на объяснения, включает организацию в список недобросовестных поставщиков, и эту информацию веерно рассылает по всем сайтам, по всем городам и весям. И с 3 мая блокируют сайт.
5 мая наступает срок подписания другого договора, выигранного по другому покупателю. Но подписать договор невозможно, так как сайт был заблокирован 3 мая. Несмотря на это, Департамент госзакупок автоматически вторично включает организацию в список недобросовестных поставщиков и опять веерно рассылает по всем сайтам. Непонятно - зачем это упоение властью?
Организация, успешно проработавшая десятки лет, вмиг лишается права реализации производимой и другой продукции, а это, понятно, путь к банкротству. Решение вопроса только через суд, а это займет длительное время. А работающим нужно за месяц оплатить зарплату порядка 16 млн. тенге, требуется погасить налоги и другие платежи за услуги.
Возникает вопрос: нужно ли рубить голову курице, исправно несущей яйца? Неужели такой вопрос невозможно решить, не доводя дело до суда?

Все проверки заканчиваются штрафами

Несколько слов о проверках 61 проверяющего. Все проверки без исключения, независимо от состояния дел, заканчиваются штрафом. Спрашиваю: «Зачем вы это делаете?» Отвечают: «По-другому не можем, нас обвинят в коррупционной составляющей».
Если все эти структуры находятся под подозрением, может, лучше подбирать кадры, которые будут пользоваться доверием и не угнетать малый и средний бизнес?
Делегация Актюбинской области побывала в Турции и смогла ознакомиться с работой бизнеса. Обратили внимание на то, что там другие отношения между государством и предпринимателями. К примеру, удивились тому, что в огромном цеху одного предприятия полностью отсутствует пожарная сигнализация. На вопрос казахстанцев владелец ответил, что она им не нужна, поскольку он берет на себя все риски, в том числе и пожарную безопасность.
У нас в таком цехе заставили бы сделать не только пожарную сигнализацию, но и систему автоматического пожаротушения, стоящую бешеных денег. Вот такая удушающая забота о бизнесе. Ведь чужие деньги ничего не стоят!

Похожие новости

Календарь новостей
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930