Древнее жилище казахов



Почему жилищем казахов стала юрта
- Вес деревянного каркаса большой восьмиканатной юрты в среднем составляет около 150–200 кг, - рассказала заведующая отделом этнографии и археологии Актюбинского областного краеведческого музея Айнур Максаткызы. - Казахскую юрту обычно устанавливали 2–3 женщины, и справлялись они с этим делом в течение одного часа. Сначала ставили по кругу звенья кереге и связывали их между собой тканой тесьмой, между двумя решетками вставляли и привязывали дверную раму. Затем кто-либо из мужчин поднимал обод, пользуясь специальным шестом с развилкой на конце, его укрепляли 3–4 жердями, а затем вставляли остальные, привязывая их нижние концы к верхним развилкам кереге.

Отдельные части деревянного каркаса казахской юрты были настолько прочными, что выдерживали тяжесть кошомного покрова, напор ветра, снега и утепляющего зимнего покрова. Каркас так надежно скреплялся, что установленную казахскую юрту можно было поднять, не разбирая. При монтаже юрты не использовалось ни одного гвоздя.
- Моя бабушка 1917 года рождения жила в Шалкаре, - продолжила заведующая отделом этнографии и археологии музея. - Летом она выставляла во дворе юрту. Даже когда семья переехала из Шалкара в Пригородный, бабушка перевезла с собой юрту. Мы жили в кирпичном доме, но летом бабушка ставила юрту во дворе и спала только там. Она говорила, что не может уснуть в летнюю жару в кирпичном доме, а в юрте – прохладно и хорошо. Сейчас, к сожалению, моей бабушки уже нет. Но во многих дворах поселков Заречный - 3, Заречный - 4 на лето устанавливают юрты. Традиция живет до сих пор!

При установке юрты строго соблюдали расположение частей света
Из сотрудников Актюбинского краеведческого музея только двое мужчин знают толк в установке юрты.
- Это большое искусство, может получиться криво или юрта вообще упадет, - говорит Айнур Максаткызы. - Мы ездили в Мангыстаускую область и обратили внимание, что там юрты собирают женщины, как было заведено испокон веков.

Установка начинается с двери - есик, которую в старину обычно ориентировали на восток. В народе говорили: «Красота и богатство юрты начинаются с порога». Дверь радует взор резными узорами.
- Верхние наличники и косяки украшали различными резными орнаментами, красили в разные цвета и инкрустировали костью, - говорит заведующая отделом этнографии и археологии музея.
К двери с обеих сторон привязывают решетчатый раздвижной остов - кереге, затем при помощи приспособления - бакан поднимают купол юрты - шанырак. В его боковые отверстия вставляют уык - жерди, нижние концы которых привязывают к навершиям кереге.

С незапамятных времен способы и секреты установки юрты, требовавшие особого мастерства и знаний, передавались из поколения в поколение.
Гостей усаживают вокруг дастархана по статусу
Наряду с конными состязаниями во время межродовых встреч устраивались также соревнования по установке юрт. Такие соревнования проводились в Наурыз и на различных празднествах.

По функциональному признаку казахская юрта в горизонтальной плоскости делится на семь частей: 1) почетное место «тор», расположенное в противоположной от двери части юрты, самая отдаленная от двери часть юрты; 2) место хозяина - чуть ближе к входу, слева от почетного места; 3) кухонная часть - ближе к двери от места хозяев; 4) место для молодых членов семьи - справа от почетного места; 5) место для хранения конской сбруи - ближе к входу от места молодых членов семьи, также в правой половине юрты; 6) входная часть, дверь - противоположная почетному месту часть юрты; 7) очаг - в центре юрты.

Тор - место для почетных гостей. Обычно здесь располагается «жукаяк», «жук» (постельные принадлежности на декоративной подставке), вывешиваются ружья, декоративная плетка, домбра и другие сакральные ценности.
Навершие юрты - шанырак, является семейной реликвией, символом счастья и мира.

Для казахов шанырак издревле являлся символом продолжения рода. По семейному праву казахов отец выделял старшим сыновьям, создавшим свой шанырак, некоторую долю своего состояния в самостоятельное пользование, и непременным атрибутом родительского подарка во все времена была юрта. Наследником отцовского шанырака является младший сын - кенже. Он же и занимал привилегерованное положение в семье. Главный шанырак семьи доставался в наследство именно ему, и на него также возлагалась святая обязанность вести заботу о родителях в преклонном возрасте. На сегодня эта старинная традиция сохраняется во всех казахских семьях.

Входить в жилище можно только с правой ноги
Вошедший в дом, даже если он зашел не в гости, а по делу, должен выказать уважение шаныраку - преклонить колено.
Сакральная граница дома и внешнего мира - ак босага (священный порог). От того, как вы переступите через порог, зависит и отношение к вам хозяев. Если вы переступите его правой ногой, низко склонив голову, значит, вы полны уважения. Поступить наоборот - значит оскорбить честь и достоинство этого дома, хозяина, всего его рода. А чтобы этого не произошло по рассеянности или по небрежности, порог намеренно делают высоким, а притолоку двери низкой.

Переступив порог, надо поздороваться, даже если в юрте никого нет: «Да прольется свет на ваш дом!»
В центре юрты на треножнике - темир стоит ошак - символ благополучия семьи. Именно здесь расположен очаг (дословно: «голова огня») - место, где берет начало огонь. Там, где разжигают огонь, там начинается жизнь, там возникает семья. Здесь готовится пища, здесь приносятся жертвы священному Огню - хозяину очага.

Самым почетным местом в юрте был тор, куда приглашают сесть гостя. В прошлом дверь юрты всегда смотрела на восток, поэтому солнце первым входило в дом, и на правах первого гостя прямо восходило на тор юрты. По левую руку сидящего гостя - северная половина юрты - солтустик, по правую - южная - онтустик. Так, сидя в юрте, можно было обходиться и без компаса.

Юрта делится на мужскую и женскую части
По традиции левая сторона в доме считалась женской. Ближе к двери располагалась легкая, не загромождающая помещение мебель - асадал кебеже (шкаф и ларь для хранения посуды и продуктов). Здесь же на кереге висели войлочные и тканые сумы различного назначения: коржын (переметная сума с 2-мя отделениями: для вещей и продуктов), сандык (для хранения одежды и белья), аяк кап (для хозяйственной утвари), кесе кап (для перевозки пиал). Также на левой стороне дома стояла тосагаш (кровать), имеющая своеобразную форму с приподнятой нижней и верхней частями кровати. Еще в давние времена было замечено, что именно в этом положении человек лучше расслабляется, отдыхает. Ныне этот факт доказан современной медициной.

На мужской половине ближе к порогу развешивали оружие, конскую упряжь, различные талисманы.
Правая сторона юрты считалась священной. Существуют приметы, которые с давних времен имеют сакральное значение для казахов. Например, невеста, впервые входя в юрту свекра, должна была пройти на правую сторону. Тело умершего тоже клали на правой стороне юрты. В ежедневной жизни, а особенно по праздникам, мужчины никогда не проходили на женскую сторону и наоборот.

Почетом пользовались мастера по изготовлению юрт
Юрты делали официальные мастера уйши. Не все мастера по дереву могли сделать их. Заготовки для производства юрты требуются иные, нежели для обычных изделий из дерева.
- Заготовки для юрты делали около года, - объясняет Айнур Максаткызы. - Дерево для уык сначала 4 месяца держали в снегу и делали изгиб с помощью железных креплений. Бывало, что даже у опытных мастеров не получалось сделать качественный изгиб. А вот кереге и шанырак долгое время лежат в тени, а в снег их класть нельзя. Шанырақ, в отличие от других деталей юрты, создавался из березы или тальника, как и другие детали юрты. Для шанырақа выбирали березу с искривлением ствола. Ее срез производили не позднее середины лета, когда дерево было полно соков. После ошкуривания в сыром состоянии сразу же начинали обработку – догибали до нужных размеров, делали необходимые срезы и соединяли два полукружия.

Категорию специалистов-мастеров по выделке деревянных частей юрты казахи ценили особо. Ремесленник имел стационарную мастерскую, которая включала в себя печь для распарки жердей, решеток - мор, станок для выпрямления и изгиба деталей юрты - тез, сверлильный станок - уски и другие виды инструментов. Мастер сам заготавливал древесину и производил все детали юрты.

При подготовке использовались материалы сайта www.inform.kz

Похожие новости

Календарь новостей
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031