Транспортно-логистический режим



По всей стране создаются региональные хабы, призванные облегчить перемещение и доставку грузов. Важную роль в этом направлении играет и Актюбинская область.

Константин СЕРГЕЕВ
aktobetimes@list.ru


Караванные пути
Каждый год через Казахстан проходят миллиарды тонн грузов. Не имея прямого выхода к морю, стране постепенно удаётся налаживать грузоперевозки на взаимовыгодных условиях. Не случайно ведь Великий Шёлковый путь пролегал через казахские земли – транзитное звено между Европой и Азией было и остаётся важной составляющей транспортно-логистической системы.

Актюбинской области не зря придан статус западных ворот: имеется огромный потенциал в развитии транспортной системы, через наш регион проходит трасса «Западная Европа – Западный Китай», международный коридор уже связывает бизнес многих стран.
Судя по статистическим данным, только за первые девять месяцев этого года через наш регион перевезён почти 531 миллион тонн грузов, что больше прошлогоднего показателя на 41 миллион. Кроме того, растёт и количество пассажиров, пересекающих Актюбинскую область – с начала года их количество составило более 203 миллионов человек.

Стимулирующий драйвер
Естественно, что пока львиная доля транспортной нагрузки приходится на железнодорожные перевозки. На днях президент АО «НК «Қазақстан темір жолы» Канат Алпысбаев доложил на заседании Правительства РК о реализуемых компанией проектах по модернизации транспортно-логистической инфраструктуры:

- До 2018 года в партнёрстве с частным бизнесом планируется строительство современных транспортно-логистических центров в Актобе, Усть-Каменогорске и Актау. Внешняя терминальная сеть будет развернута в течение 2017–2019 годов в точках консолидации и дистрибуции грузопотоков в Китае, России, странах Центральной Азии, Турции, Персидского залива, Индии и Европы. Реализация всех указанных проектов обеспечит создание 22 тысяч новых рабочих мест.

По словам руководителя компании, в целях переориентации глобальных логистических цепочек на трансказахстанские маршруты АО «НК «КТЖ» реализует комплекс мер по развитию транспортно-логистических услуг и интеграции в международные транспортные коридоры.
Так, с 2011 года компанией организован сервис скоростных контейнерных поездов. В 2016 году объем перевозок контейнеров в направлении Азия – Европа в сто раз превысил уровень 2011 года. Помимо этого, в рамках развития коридора Китай – Европа совместно с российскими и белорусскими железными дорогами в 2014 году создана объединённая транспортно-логистическая компания.

- Проводимая работа позволила улучшить позиции Казахстана в международном логистическом рейтинге с 88-го на 77-е место из 160, что является лучшим показателем среди стран СНГ, - с гордостью отметил Канат Алпысбаев. - Наша задача к 2020 году войти в число 40 стран с наилучшим логистическим климатом. В связи с чем предусматривается реализация мероприятий по улучшению позиций Казахстана в Индексе эффективности логистики за счет дальнейшего развития транспортно-логистической инфраструктуры; взаимодействия с таможенными и другими органами по принципу «одного окна»; расширения объемов смешанных перевозок грузов; совершенствования использования информационных технологий при перевозке; автоматизации процессов таможенного декларирования.

Первый, но не последний
В 2010 году в Актобе достроили самый большой складской комплекс класса «А» в Западном Казахстане. Расстояние от международной ветки до центра со складами составляет семь километров. На сегодня ТЛЦ является ведущим оператором складской логистики в Западном Казахстане.
- Мы имеем ряд преимуществ, таких как месторасположение, возможность оказания высокого уровня обслуживания клиентов, а также соблюдения всех необходимых норм хранения различных видов грузов. Со своими задачами справляемся, недостатка в партнёрах практически нет, - рассказал представитель ТОО «Accent Logistics» Ринат Асабаев.

Три терминала общей площадью 17 тысяч квадратных метров и вместимостью до 20 500 паллетомест, позволяет хранить до несколько тысяч тонн товара. Плюсом является и то, что имеются также холодильные и морозильные камеры. Современная система учёта товаров позволяет автоматически проводить идентификацию продуктов, что значительно сокращает сроки оформления документов.

Облегчая жизнь местному бизнесу
Помимо развития транспортно-логистического направления, Таможенный союз должен облегчить ещё и сферу налогообложения. Допустим, казахстанскому бизнесмену требуется оборудование, которого нет в нашей стране, но есть в России. Можно поступить по старинке: поехать в соседнюю страну и рассчитаться на месте. Тогда предприниматель теряет время, да ещё и тратится на транспортные расходы. Можно перечислить средства безналичным расчётом, в этом случае компания-продавец обязана посчитать сумму товара по нулевой ставке налога на добавленную стоимость.

Например, оборудование в РФ стоит 100 тысяч рублей с НДС 18 процентов.
Если поставщик не желает убирать из цены НДС (а бывает и такое, когда компания не хочет лишней волокиты с документами), то возможны два варианта. Первый – вы производите оплату за товар напрямую, тогда его стоимость для заказчика будет уже 112 тысяч рублей (с учётом казахстанского НДС 12 процентов). Второй вариант предлагает транспортно-логистическая компания «Джет Логистик».

- Вы производите оплату за товар через нас, тогда себестоимость товара будет 105 тысяч тенге. Пять тысяч тенге – это пять процентов, которые мы берём за свои услуги. То есть, отечественный бизнесмен выгадывает 7 процентов от стоимости товара, - комментирует директор актюбинского филиала компании Елена Габриэлян.
Получается, что предприниматель избавляется от двойного налогообложения. Всё легально, дело в том, что «Джет Логистик» действует через своего российского партнёра «Сибирь Импэкс». Более того, компания ещё и доставит заказанный груз туда, куда вы укажите.

Взгляд в будущее
По мнению экспертов, за счёт логистики в странах-членах Таможенного союза формируется 10-12 процентов ВВП. В странах ЕС этот показатель составляет 20-25 процентов. Для логистики первоочередное значение имеет снижение логистических издержек в конечной стоимости продукции. Сегодня их доля в конечной стоимости продукции в странах-членах Таможенного союза остаётся пока стабильно высокой и составляет в среднем 25-30 процентов.

Дабы реформировать транспортный комплекс и создать современную и недорогую транспортно-логистическую систему Казахстана, принята госпрограмма до 2020 года.
Совершенствование транспортной инфраструктуры в Казахстане предполагает открытие не скольких ТЛЦ в ключевых транспортных узлах страны: морские «Западные ворота» (морской порт Актау с выходом на Кавказ и Южную Европу); сухопутные «Восточные ворота» (станция Достык, в перспективе — Хоргос с выходом на страны СНГ и ЕС); «Центральные ворота» (Караганда); «Северные ворота» (Семей с выходом в Алтайский край и Сибирь); «Южные ворота» (Шымкент с выходом в страны Центральной Азии) и «Западные ворота» (Актобе с выходом на страны СНГ, Балтии и ЕС).
Стать транспортно-логистическим центром на запад – задача для Актюбинского региона вполне посильная. Учитывая, что в течение нескольких лет в регионе построят несколько крупных хабов (один из которых и вовсе будет оптово-логистическим), в том числе и ТЛЦ по хранению сельскохозяйственной продукции. Вся инфраструктура разрабатывается в рамках инвестиционной программы Актюбинской области.

«Обеспечение надлежащего качества местных автомобильных дорог является приоритетной задачей отрасли. Что касается дорог республиканского значения, то в последние годы установилась устойчивая тенденция увеличения грузоперевозок на уровне 6 процентов ежегодно. До конца 2016 года будет открыто движение на всём протяжении коридора «Западная Европа – Западный Китай». В 2017 году реконструкцией планируется охватить более двух тысяч дорог, в том числе и участок «Актобе - Атырау» (26 км)».
Аскар Мамин, первый заместитель премьер-министра РК.

Похожие новости

Календарь новостей
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930