«Ребенок не должен бояться, что ответит неправильно»



Бибигуль Ербалюкова,
учитель химии и биологии средней казахской школы № 30, руководитель центра «Жас Дарын», «Лучший педагог-2016»

«Меня научили работать с семи утра до семи вечера»


Когда училась на третьем курсе, украсила титульный лист курсовой работы портретом Жана Батиста Ламарка. Преподаватель швырнула мне работу и сказала, что не надо прикрываться чужим трудом. И я не могла доказать, что это мой рисунок. После этого случая я резко перестала рисовать.

Я – дочь чабана. Отца в районе все уважали. Он всегда ходил с книгой – много читал. И хотя был из рабочего класса, с ним советовались высокопоставленные лица. Старшая сестра работала учителем химии в Хобдинской школе. Я видела, что окружающие люди ее уважают. Наверное, это подтолкнуло меня к тому, чтобы стать педагогом. Пять лет училась в Алматы. После учебы направили в Акрабскую среднюю школу. Там как раз не хватало учителей по химии в русских и казахских классах. Мне пришлось совершенствовать свои знания казахского языка. Родной язык я знаю, но научный – это совсем другое. Учила все термины. В этой школе меня научили работать с семи утра до семи вечера.

Мне сразу дали большой кабинет, лабораторию. Районные дети проще, они прибегали, чтобы познакомиться с новым учителем. До первого сентября я уже знала всех ребят.

«В школах не хватает реактивов, чтобы проводить опыты»


По семейным обстоятельствам переехали в Актобе. Как-то чисто случайно проходила мимо тридцатой школы, решила зайти, узнать, не требуется ли учитель химии. Оказалось, что нужен педагог. Так я сюда устроилась.

В конце девяностых мы часто проводили разные химические опыты. Была такая возможность. Раньше государство обеспечивало школы реактивами. Во всех нынешних школах есть химические кабинеты, но мало реактивов. Эта проблема не только наша, но и всех казахстанских средних учебных заведений. Остальное все есть: интерактивные доски, таблицы, лаборатории. Что-то для кабинета могу позволить себе приобрести за свой счет.

«За рубежом ученые активно общаются со школьниками. Нам тоже нужна такая взаимосвязь»


Я много была за рубежом. Проехала вдоль и поперек Америку. Видела европейские школы, детские сады. Детсады по внешнему виду ничем не отличаются от наших. Но подход к детям совершенно другой. В половине четвертого дня у наших дошколят «тихий час» или только просыпаются. А европейские дети сидят в это время за партами и учатся. У каждого свой рабочий стол. Отдыхают они с двух до половины третьего. У них это называется релаксацией. Стелют коврики, занавешивают окна шторами, включают музыку – дети отдыхают. Никаких кроватей, простыней, подушек. Полчаса дети отдохнули и снова занимаются своими делами.

«Программа меняется, а учебники те же»


Я проходила кембриджские курсы. По этой системе старшеклассники должны работать, как студенты. Они готовят на уроки свои мини-проекты. Что хорошо, за рубежом ученые активно общаются со школьниками. Естественно, какой бы ни был хороший педагог, он не сможет рассказать детям так, как ученый. К сожалению, в наших школах такой взаимосвязи нет.

Плохо, что сначала меняется программа, а потом выходит новый учебник. Если раньше предмет химии был рассчитан на три часа в неделю, сейчас сократили до двух. Но учебник по старой программе так и остался. Неудобно, когда проходишь параграфы в начале учебника, а потом перескакиваешь в конец.

«В начальных классах высокий процент качества знаний, а в пятом классе он начинает резко падать»


Должна идти взаимосвязь детского сада, школы и вуза, чтобы дети плавно переходили с одного уровня на другой. Для этого учитель начальных классов должен иметь представление о методике обучения в садиках. Тогда у ребят не было бы такого шока. Особенно у пятиклассников. Можно заметить, что в начальных классах высокий процент качества знаний, а в пятом классе он начинает резко падать.

С детьми мы пишем международные научные проекты. У нас была интересная работа по гидрологическому исследованию Илека и Каргалы. В другом проекте по биометрии исследовали дерево: измеряли специальным клинометром его высоту, толщину и определяли возраст.

По старой системе образования, если школьник неправильно отвечает, учитель снижает оценку, делает замечание. Хотя дети-то разные. Кто-то запоминает с одного раза, другому надо подумать. Есть ученики, которым надо сперва выучить, запомнить, а потом уже вникнуть в суть. Многие учителя говорят, что не надо учить наизусть - нужно вначале понять. Но кому-то легче сначала выучить, запомнить, потом применять на практике. По технологии «Одиссея разума» ребенок не должен бояться, что ответит неправильно. И учитель не должен «бежать» вперед - отвечать за ученика. Учите детей рассуждать.

Многие мои выпускники, которые любят химию, поступают в медицинский институт. Мой ученик – Асхат Калиев, сейчас возглавляет облздрав. Есть среди моих воспитанников городские гинекологи, хирурги и другие врачи.

«На уроках сотовые лежат в сумках»


На любых продуктах пишут состав и содержание. На мобильном телефоне указаны только цена и страна-производитель. Все! Мы фактически ничего не знаем об этом предмете, можно только догадываться, среди каких сетей ходим… В европейских школах дети носят телефоны в кожаных чехлах, на уроках сотовые лежат в сумках. Их нельзя доставать. В школе он просто нужен для средства связи. В каждом кабинете стоят компьютеры за специальным стеклом, которое защищает от излучений. У нас в школах пока нет такого, чтобы ученик мог свободно сесть за любой компьютер, чтобы подготовиться к уроку. Вот и приходится прибегать к смартфонам.

«Когда делали обряд «тусау кесу», внук выбрал пять тысяч тенге и положил их в учебник химии»


Я учу детей применять химические знания в жизни. Например, сейчас многие страдают от камней в почках. Но как часто мы не замечаем налета в чайнике. А ведь это все идет внутрь организма. Каждый раз чайник нужно полоскать и заново наливать воду.

Когда делали обряд «тусау кесу», внук выбрал пять тысяч тенге и положил их в учебник химии. Ему пять лет. Он не любит учить стишки, но знает, что такое кислород и водород. Внук говорит: «Великий русский химик – Дмитрий Менделеев», а великим казахским химиком называет себя. Растет в семье еще один химик!

Беседовала Елена РЫШКИНА,
фото Лилии БЕЛИКОВОЙ

Похожие новости

Календарь новостей
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930