«Бизнес-ангелы» для предпринимателей



За три года своей деятельности национальная палата решила множество вопросов в преодолении бизнес-барьеров. Эксперты положительно оценивают работу этой структуры, хотя и считают, что потенциал используется не в полной мере.

Дмитрий ШИНКАРЕНКО
aktobetimes@list.ru


С момента принятия решения о создании в стране единой предпринимательской структуры прошло ровно три года. Дата не круглая, но значимая. Именно этот период считается критичным для становления любого предприятия. Проверку на прочность нацпалата прошла, не обошлось и без критических замечаний, но в целом организация выдержала первоначальный этап.

Деловая хватка
Нынешний руководитель региональной палаты предпринимателей Нурлыбек Муканов – второй директор за недолгую историю существования этой структуры. Первый – Тулемис Шотанов – стал зампредседателя правления НПП.
- Существовали ведь раньше различные бизнес-объединения. Насколько было необходимым создавать палату предпринимателей?
- Действительно, многие руководители предприятий находились в различных структурах, ассоциациях. Платили членские взносы, пытались что-то добиться, но зачастую эффекта не было, не было консолидации. Когда решили создать национальную палату предпринимателей, то понимали, что эта структура должна объединить весь бизнес, независимо от того, мелкий он или крупный. Мало кто из бизнесменов понимал необходимость такой организации. Более того, аналогов на постсоветском пространстве ни тогда, ни сейчас не было и нет.

- Так оправданы были надежды: в том числе вас, как одного из руководителей, предпринимателей…?
- Мы не коммерческая организация, не национальная компания. Требовать сиюминутных результатов неправильно! Мы прикладываем усилия, чтобы решить вопросы предпринимателей, помогаем решать проблемы на уровне всей страны. Сегодня можно смело говорить о том, что палата «Атамекен» состоялась, этого никто уже не оспаривает. Главное предназначение НПП – переговорная сила бизнеса с правительством и госорганами. Это важно. Отвечу так: надежды мы оправдали, хотя это только начало. Предстоит ещё много работы.

Помощь за так?
- Поначалу предприниматели жаловались, что им нужно будет раз в год платить членские взносы, якобы это станет дополнительной нагрузкой для их бизнеса. Многие в штыки приняли НПП, считая палату «дармоедами и любителями халявы». Почему у предпринимателей нет выбора: платить взносы или нет?
- Было такое… Может, пример и неудачный, но всё же: вот родился ребёнок в Казахстане, он автоматически становится гражданином нашей страны. Значит, за ним сохраняются его права и обязанности. Теперь НПП – мы обязуемся встать на защиту интересов предпринимателя, если ему препятствуют, если есть барьеры какие-то. Соответственно, его обязанность – платить взносы. Думаете, все платят? У нас в области зарегистрировано около 50 тысяч действующих предприятий, а отчисления у нас идут от одной тысячи. Тем не менее, мы не делим на тех, кто платит, а кто нет: помогаем всем! Расчёт, кому сколько платить – простой. Если совокупный годовой доход был от 118 до 297 миллионов тенге, то взнос составит 169.980 тенге. Доход до 832 миллионов тенге – 222.705 тенге. Ну, а кто имеет доход миллиард 367 миллионов, тот отдаёт чуть больше 275 тысяч тенге. Не думаю, что это уж очень много.

Получается, что мелкий и часть среднего бизнеса нам не платят совершенно ничего.
- Вы говорите, что действуете на уровне правительства. Приведите пример, с каким конкретно предложением вы выходили на власть?
- Если помните, было время, когда строительные компании обязывали сдавать жильё в чистовой отделке. Получается, застройщики покупали сантехнику, двери и прочее, устанавливали, а владелец квартиры всё это убирал, покупая то, что лучше ему. Строители тратили время и деньги. Два года мы добивались отмены этого обязательства. В этом году нас услышали – теперь коммерческое жильё вводится в предчистовой отделке, что значительно снижает нагрузку на строительные организации.

Тяжела шапка бизнесмена
- Насколько свободное плавание тенге сказалось на настроении предпринимателей?
- В реальности стало тяжелее. В первую очередь, негатив идёт от неопределённости – бизнесу приходится работать в скачущем режиме. Не секрет, что многие компоненты или составляющие производства закупаются за рубежом. Поехал представитель компании, скажем, в Европу, приобрёл сырьё по одной цене, вернулся в Актобе, а тут курс изменился. В конечном итоге, цена сказывается на потребителях.
- Мы уже почти год, как живём в ВТО. Предрекали нам обилие дешёвых товаров из разных стран, а бизнес стращали тем, что конкуренцию они не выдержат. Что-то не особо ощущается дыхание всемирной организации…
- ВТО – не погода, это длительный экономический процесс. Пока ещё иностранные предприниматели не особо прочувствовали казахстанский рынок. Что касается конкуренции, то большинство руководителей отечественных компаний давно поняли, что без развития далеко не уйти, поэтому в своё время постарались переоснастить, модернизировать производство. В итоге мы получаем качественный товар, не уступающий зарубежному. Наш бизнес умеет выживать, не зря ведь сейчас президент говорит о необходимости передачи функций, не касающихся государства, в конкурентную среду. Бизнес – это риски, но предприниматель при правильном подходе сможет грамотно распорядиться активами и вывести их в плюс.
- Проблемный вопрос – коррупция. Когда уже этот недуг перестанет мешать развитию бизнеса?
- Со временем мы искореним это зло! За три года нашей деятельности к нам поступило 649 письменных обращений от предпринимателей по нарушению их прав. 324 факта решены положительно. Мы обеспечили защиту имущественных прав бизнесменов на 6,3 миллиарда тенге. Если ещё брать цифры, то мы пресекли почти тысячу фактов нарушения законности в отношении предпринимателей. К различным видам ответственности привлечены 93 госслужащих. Работа в этом направлении постоянно ведётся.

Хотим, но не можем
- В каком направлении предпринимательства сейчас в нашем регионе наблюдается переизбыток? И наоборот, чего нам не хватает?
- Нельзя однозначно говорить: вот в этой сфере есть переизбыток, а в этой мы недобираем. Рыночная экономика всё расставляет по своим местам. Ещё несколько лет назад кондитерка у нас была в перспективе, сейчас открылось множество пекарен. Предприниматели, занятые в этой сфере, вынуждены бороться за клиента путём скидок, доставки на дом, яркой упаковки. Это правильно, в конечном счёте выигрывает потребитель. Согласно анализу, наши предприниматели больше заняты в сфере торговли, что негативно сказывается на обрабатывающей промышленности. Объясняется просто: гораздо легче найти средства на открытие торгового места, заниматься куплей-продажей, чем построить цех по производству какого-нибудь товара.
- Наверное, дело ещё и в себестоимости произведённой продукции…
- Верно! У нас проседает лёгкая промышленность. Вы думаете, что у нас нет желающих развивать это направление? Есть! Но дешевле купить футболку в Бишкеке и привезти сюда, чем здесь же её выпускать. Затрат будет меньше. Сейчас мы на той стадии развития, когда люди занимаются тем, что выгодно. Но придёт время, и себестоимость товаров, производимых в Актобе, будет ниже. Я в это верю.

Похожие новости

Календарь новостей
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930