Учебник с элементами пропаганды веры в Христа и Аллаха выдали школьникам



Новый учебник религиоведения изучить девятикласснику невозможно – считают педагоги. Репортер «АТ» находит в издании массу несуразностей.

Ренат ТАИПОВ
aktobetimes@list.ru


В Казахстане выпустили новый учебник по религиоведению. По нему уже начали учиться 9-е классы. Издание предыдущих учебных пособий по сложному предмету заканчивалось громкими скандалами. В чем только не обвиняли авторов: в массе фактологических ошибок, пропаганде ислама и конкретно - суфизма, нарушении базового права на свободу совести. В Мажилисе раздавались голоса об изъятии учебника из школьных библиотек и запрете на его изучение.

Часов не хватит
Новый, как и предыдущий учебник, написан под редакцией профессора Гумилевского университета Досая Кенжетаева. Большинство опрошенных «АТ» актюбинских историков признают, что учебник изменился в лучшую сторону, но сходятся во мнении: изучить его школьникам не под силу.
- Книга насыщена фактами, датами, именами, - говорит один из опрошенных педагогов. – К примеру, один из параграфов, посвященных исламу, включает в себя более 10-и страниц. Не вся терминология разъясняется. Религиоведения в 9-м классе – по одному уроку в неделю. Число параграфов – 34, как и недель в наступившем учебном году, но, по большому счету, на каждый нужно как минимум часа два. А еще учтите, сколько уроков у нас пропадет – то морозы, то всевозможные тестирования, из-за которых детей снимают с уроков!
Корреспондент «АТ» тоже ознакомился с «необъятным» учебным пособием. Впечатление: – авторы старались угодить «и нашим, и вашим» и не определились с главным – с научной позицией.

Законы не учили?
Наряду с пропагандой светскости, данной в начале учебника, и приверженности политики «партии», на 136 странице встречаем весьма опасный ляпсус «у исламского народа существует два мусульманских праздника, которые считаются главными». О каком народе ведут речь авторы, если все мы казахстанцы, осененные Конституцией, защищающей от единой веры?
Незнание основного закона страны проявляют авторы и в таком обороте, обращенном к детям: «Каково ваше мнение, как будущих граждан Казахстана, по данной теме?» Вопрос касается радикальных организаций, но дело не в нем. А в том, что, согласно конституционному закону, все дети, родившиеся в браке гражданки и гражданина Казахстана (как подавляющее большинство из школьников) уже являются казахстанскими гражданами.
Со знанием основ права у авторов явно плохо, что выражается в еще одном заключении, которое можно трактовать почти как восхваление ислама. «Именно ислам обозначил место женщин в обществе, закрепив за ними необходимые права», - утверждается в тексте авторами, забывшими о Римском праве, которое было оформлено как минимум за 6 веков до возникновения ислама. Настораживает и слово «необходимые»: - главный муфтий Саудовской Аравии, к примеру, в прошлом году заявил, что мужья имеют право есть своих жен в случае смертельного голода.

О «Сыне Бога» и «Пророке»
В главах о Христе авторы также забывают о научном подходе. Для примера такое заявление: «Одно время историки пытались подвергнуть сомнению Его реальное существование (так называемая «мифологическая школа»). В настоящее время такая точка зрения наукой отвергнута». Авторы забывают, что наука – это не монолитное явление, действующее по установленным догматам, а представляет собой разнообразные мнения, основанные на доказательствах, а потому заявлять, что «наукой отвергнуто» – нелепо. Научные споры об историчности Иисуса не утихают.
Как видит читатель из приведенного отрывка, авторы написали местоимение Его, относящееся к Христу, с большой буквы. Такими написаниями изобилует текст. «… на глазах у народа Он совершал различные чудеса. Иисус Христос не оставил письменных свидетельств о Себе…». Создается впечатление, что читаешь не просто научное переложение свидетельств о Христе, а само священное писание. Авторы, видимо, действительно верят в то, что Иисус Христос был сыном Бога и пропагандируют часть «Символа веры».
Аналогичным образом обстоит дело и с написанием слова пророк и других эпитетов, относящихся к Мухаммеду. Нерешительные авторы, так и не определились – писать с большой буквы или нет.

Переложили ответственность на детей
В другом месте учебника авторы признают, что пророк Мухаммед вел войны. Указывают, что совокупность сражений и военных походов, в которых участвовал пророк, носит название «газават». При этом причину и необходимость сражений фактически не называют, а перекладывают эту задачу на плечи самих детей, задавая в упражнениях вопрос: «В чем причина появления газавата?» Такие вот нерешительные «писатели».
Весьма странным для ученика выглядит и формулировка для Ночи предопределения (Ночь аль-Кадра) – «абсолютно лучшая ночь, ведь Аллах сделал ее благословенной, выделил среди других ночей, ведь первые суры Священного Корана были ниспосланы пророку Мухаммеду именно в эту ночь». Определение, данное скорее верующим человеком, нежели религиоведом.

Аллах и Тенгри – едины?
В главе о тенгрианстве – религиозных воззрениях, бытовавших на просторах евразийской степи, авторы фактически пытаются воссоединить древнюю религию с исламом. Опираясь на спорные доводы Льва Гумилева, они заявляют, что тенгрианство, принятое в каганатах, являлось монотеистической религией.
При этом в главе о буддизме, (видимо, следуя государственным установкам на признание традиционными ислама и православия) авторы утаивают тот факт, что буддизм являлся первой мировой религией, внедряемой на государственном уровне на территории Казахстана.

Верующих станет больше
Вот лишь несколько недочетов и, мягко говоря, странностей, которые заметил журналист, не имеющий соответствующего религиоведческого образования. Впечатление, что авторы сами еще не осознали, как подавать материал ,и запутались в трактовках. Так и не приняв должную для школьного учебника позицию, которая призвана противопоставлять религиозному мышлению и мифологическому сознанию научность и критичность, авторы лишь потворствуют углублению религиозного сознания в умах школьников.

Похожие новости

Календарь новостей
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930