Вторая жизнь покрышек



Предприниматели улучшают экологическое состояние региона, перерабатывая старые шины. Из полученной измельчённой крошки бизнесмены делают травмобезопасное напольное покрытие.

Дмитрий ШИНКАРЕНКО
aktobetimes@list.ru


Переработка мусора – вопрос насущный не только для актюбинского региона, но и для всего Казахстана. Несколько лет местные власти бьются над этой проблемой, но ситуация пока не изменилась. Частные предприниматели, движимые не только целями обогащения, но ещё и улучшения экологической обстановки области, выходят с различными предложениями.

От идеи к заводу
Ещё в 2014 году на региональном координационном совете одобрили проект утилизации отработанных автошин. У начинания были как сторонники, так и скептики. Пессимисты утверждали, что актюбинцы не будут сдавать старые покрышки за деньги (проще ведь вывезти их в степь и выбросить). Но энтузиасты-предприниматели не сдавались. В районе промышленной зоны Актобе они взяли в аренду участок, где уже много лет скапливался мусор, очистили его и построили небольшой цех. Аренда земли, строительство мини-завода, поиск необходимых материалов обошлась отцу и сыну Исмуханбетовым в шесть миллионов тенге. Благо, выручил государственный грант, по программе «Дорожная карта бизнеса - 2020». В копеечку (более 12,5 миллионов тенге) обошлась покупка необходимого оборудования (приобретали в Китае, где заводская техника качественная и не такая уж дорогая). По сравнению с российскими и западными аналогами, производство менее энергоемко. В час расходует 110 киловатт, что удешевляет стоимость резиновой крошки. И здесь выручило государство: – кредит просубсидировал фонд «ДАМУ».

Санитары региона
Идея началась с проблемы: владельцам небольшой шиномонтажки нужно было избавиться от отработанных шин, только вот никто в Актобе на тот момент их не принимал. Информации в Интернете по поводу строительства заводика было много, разработали бизнес-план и начали воплощать задуманное в жизнь.
- Открывались как компания по утилизации шин, производство нельзя назвать уникальным: подобные технологии налажены в Шымкенте и Костанае. Зато актюбинский мини–завод – единственный в западном регионе. Потом мы подумали и решили пойти ещё дальше. Из той резиновой крошки, которую получаем, можно ведь делать различные травмобезопасные напольные покрытия, - рассказывает директор ТОО - младший Исмуханбетов, Константин.
Поначалу прогнозы пессимистов исполнялись в точности: новое предприятие «ЭкоВторТехРесурс» испытывало катастрофическую нехватку сырья. Дабы пополнять запасы шин, приходилось тратить дни на поиски утильсырья: благо, в степях и лесополосах этого добра оказалось с избытком.
- Если сжигать резину, то будет много дыма, закапывать - так они не разлагаются, а мы называем себя экологическими санитарами области, так как быстро перерабатываем отработанные колёса, - улыбается Марат Исмуханбетов.

Кстати, 288 статья экологического кодекса запрещает сжигание и свалку покрышек. Хорошо, что к началу нынешнего года это начали понимать все: и крупные предприятия, и МСБ. Система платной утилизации, а отработанные шины (равно как и другие отработанные резиновые изделия), «ЭкоВторТехРесурс» принимает по 22 тенге за кило, позволяет участвовать в тендерах. Прибыль фирмы – два тенге три тиына, остальное уходит на оплату персонала, коммунальные услуги, погашение кредита.
Контракты с экологическим предприятием уже заключили 65 компаний (в том числе и нефтеперерабатывающие). Буквально на днях подписан ещё один – постоянным поставщиком старых покрышек (а это около 365 тонн) станет Донской ГОК. Услугами утилизационной компании заинтересовались и из других регионов.

На мелкие кусочки
Сам процесс утилизации резины несложен: сначала шина режется на полоски, которые отправляются на дробильный станок. Механизмы отделяют крупные куски резины от мелких, также в отходы идёт пух и металлические ободки. Завершающий процесс – разделение резиновых изделий на фракции: крошки до 1 мм, до 3 и 5. За час завод может выпускать до 200 кг крошки. С момента работы предприятия уже переработано около 130 тонн старых покрышек. При работе на полную мощность завод способен переработать 1.000 тонн резины в год, а по подсчётам аналитиков, в Актюбинской области за год скапливается 1.080 тонн.
- Всё работает автоматически, технику обслуживают четыре человека. Не скажу, что работа лёгкая (особенно в жару), но людям нравится. Делают ведь доброе дело, - говорит Константин Маратович.

Долговечно и безопасно
Зелёный бизнес в регионе находится в зачаточном состоянии, но благодаря подобным проектам, как у Исмуханбетовых, это направление постепенно начинает развиваться. Кстати, есть планы поставлять резиновую крошку в Россию и другие страны ЕАЭС. Продукцию можно использовать при строительстве дорог: – если добавить крошку в битум, то дорожное покрытие будет качественнее и долговечнее.

Ещё одно направление, которое активно развивается – выпуск травмобезопасного напольного покрытия, используемого на детских и спортивных площадках, а также в качестве резиновой брусчатки в гаражах или на дачах. Преимуществ продукта множество: эластичность, жаростойкость (до +60 градусов), никогда не сломается, выдерживает любые морозы. Качество актюбинского покрытия уже смогли оценить жители «Нур Сити», где установили шесть детских и спортивных площадок.
- Мы не так давно вышли на рынок, но интерес к нашей продукции огромный. Пару недель назад стало известно, что мы с актюбинской плиткой и брусчаткой представим Актюбинскую область на «Экспо-2017». Думаю, что не разочаруем гостей, ведь вкладываем в дело все силы, - не без гордости говорит Марат Исмуханбетов.

Что касается планов на будущее, то в следующем году бизнесмены планируют закупить специальную печь для бескислородного сжигания отходов. В результате получается биотопливо, которое используется в качестве смягчителя для производства регенерированной сырой резины. В Казахстане подобного предприятия уж точно нет.

Похожие новости

Календарь новостей
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930