«Объем недельной нагрузки не должен превышать 20 часов»



В первом классе ребенок только начинает привыкать к школе и лишние нагрузки здесь ни к чему. Так считает детский психолог Жайнагуль Консбаева.


- Мне кажется, пятидневная рабочая неделя для первоклассника – наиболее правильное решение, - высказывается детский психолог Жайнагуль Консбаева, - так как момент поступления детей в школу не совсем простой период в их жизни. В этот возрастной отрезок у них происходит так называемый «кризис семи лет», а также им необходимо адаптироваться к школе, к своему новому статусу «ученика».
Позвоночник, как говорит психолог, в этом возрасте податливый и гибкий.

- Процессы окостенения не закончены, поэтому неправильная посадка, чрезмерные физические нагрузки недопустимы. Дети 6-7 лет не могут долго концентрироваться на одной деятельности, быстро утомляются и бывают рассеянными.
Все это из-за неустойчивости психики и нервной системы. К тому же, все дети разные.

- Значительная часть учеников, обычно 50-60 процентов, адаптируется в течение первых двух-трех месяцев обучения. Ребенок привыкает к коллективу, ближе узнает своих одноклассников, приобретает друзей. Другим детям, где-то 30 процентов, требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они дерутся, капризничают, плачут и не сразу выполняют требования учителя. У таких школьников бывают трудности и в усвоении учебных программ. И, наконец, в каждом классе есть примерно 14 процентов учеников, которые адаптируются болезненно и длительно. Часто именно с этими детьми не хотят дружить одноклассники. И это вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, задираются, мешают проводить уроки.

Жайнагуль Консбаева рассказала, какой должна быть учебная нагрузка для малышей:
- Объем недельной нагрузки не должен превышать 20 часов, дневная учебная нагрузка - не более четырех уроков. Продолжительность урока - 35 минут с обязательным проведением двух физкультминуток по полторы-две минуты каждая. Их рекомендуется проводить на 10-й и 20-й минутах урока, за исключением уроков физкультуры и ритмики. Учебный день увеличивается постепенно: в сентябре-октябре проводится ежедневно по три урока. Остальное время заполняется целевыми прогулками, экскурсиями, физкультурными занятиями и развивающими играми. Со второй четверти ежедневно проводится по 4 урока. После второго-третьего урока необходимо подвигаться. Это могут быть игры или прогулки на свежем воздухе около сорока минут.
Детский психолог считает, что пятидневка для первоклассников предусматривает дополнительно разгрузочный день - четверг.

- Когда отсутствуют уроки по математике, проводятся экскурсии по ознакомлению с окружающим миром, уроки искусства и физкультуры. При составлении расписания необходимо учитывать распорядок занятий: уроки, требующие большого умственного напряжения, как русский, родной язык, математика, рекомендуется проводить первыми или вторыми. Занятия по искусству, окружающему миру, труду должны быть в середине, а физкультура – последней. Если учитель не учитывает трудности адаптационного периода, то это может привести к нервному срыву ребенка и нарушению его психического здоровья. Нельзя строить весь урок однотипно. Например, все тридцать пять минут читать, писать или решать арифметические задачи. Необходимо чередовать разные виды деятельности на уроке.

В первом классе никаких факультативов, предупреждает психолог.
- Недопустимы дополнительные часы с отстающими. Дети, которые не успевают в учебе, как правило, с ослабленным здоровьем или специфическими особенностями нервной системы. И увеличение учебной нагрузки может негативно сказаться на детском здоровье.

Елена РЫШКИНА,
фото Лилии БЕЛИКОВОЙ

Похожие новости

Календарь новостей
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031