«Я думал, АВЛУГА - это навечно…»



Для бывшего пилота-инструктора Вячеслава Сухоносова расформирование летного училища гражданской авиации было сродни трагедии. Наработанный десятками лет опыт, надежды на усовершенствование техники – все это оказалось никому не нужным. Однако и спустя 40 лет бывшие инструкторы и курсанты снова с благодарностью вспоминают свою «альма-матер», подарившую им путевки в небо.

Ольга ЕРЕМЕЕВА


Тридцать лет и три года Вячеслав Сухоносов не лежал на печи, аки сказочный герой, но провел их в небе. Чем не сказка?
А начиналась она в российском городе Красный Кут, где курсант летного училища гражданской авиации постигал науку пилотирования. Которую впоследствии преподавал курсантам Актюбинского высшего летного училища гражданской авиации – первого летного ВУЗа на территории Советского

Союза, образовавшегося в 1975 году. А спустя еще год, у «авлуговцев» начались первые полеты. Начинали летать курсанты аккурат над поселком Нагорный. Вскоре аэродром перенесли подальше в степь. Потому что сразу начались жалобы от местного населения. Рев мотора ЯК-40 перебудоражил всех. Окрестные девушки махали юным летчикам платочками, тут же забывая о своих женихах, ребятня до и после, а то и вместо уроков пропадала на аэродроме, куры перестали нестись, коровы не доились. Стресс переносили не только обитатели поселка, но и сами будущие летчики, которые порой забывали самое элементарное.

«Курсанты, выполняя самостоятельный полет, пристегивали ремень безопасности, а кусок его оставили снаружи, - вспоминает курьезный случай бывший пилот-инструктор Вячеслав Сухоносов. – Взлетели, а он по фюзеляжу хлопает. Представляете, какой это звук! Они перепугались, думали, что-то с мотором. Пришлось запрашивать разрешения, садиться на вынужденную. Хотя абсолютно ничего не было серьезно. Просто кусок ремня».

Однако помимо курьезов, случались в жизни пилота-инструктора и настоящие трагедии. Гибли товарищи, разбивалась «зеленая» молодежь. Ведь известно, что небо ошибок не прощает.
«Первая катастрофа с Колей Кудашевым произошла, - голос бывшего пилота становится тише. - Он вылетел из аэродрома Хлебодаровка. И представьте, он летел над деревьями, а потом горы пошли. И у него давление было настроено на высоту данного аэродрома, а там уже другая… Пилотаж начал делать, перевернуло его, не успел самолет вывести, упал. Техник, курсант и инструктор погибли. Курсант Захаров, как сейчас помню, он был из Украины. Тяжело переживали эту трагедию все. Вторая катастрофа - столкнулись два самолета на 4 развороте. Тоже оба курсанта погибли».

С мечтой о небе Вячеслав Анатольевич, казалось, родился. Вспоминает, еще не мог выговорить «реактивный самолет», а уже знал, что хочет быть именно летчиком. С энтузиазмом учился, с таким же пылом принялся обучать летному делу молодежь. И каково же было его разочарование, когда спустя несколько десятков лет, училище гражданской авиации упразднили.
«Я думал, это будет навечно, - говорит бывший пилот – инструктор. - АВЛУГА – навечно! Распад училища, я не знаю, к чему он. У нас что, война идет, у нас что, потери 50-процентные во время боевых действий? Могли бы оставить факультет гражданской авиации. Должно училище выпускать уже готового второго пилота, помощника командира. Чтобы он сел и мог выполнить полет, даже если командир будет не в состоянии это сделать. Бывают же всякие случаи, теряет сознание или еще что. Мы готовили истинных пилотов, там (в Уральске – прим. автора) готовили пилотов-операторов. Нажал на кнопку, мыслить не надо».

Сейчас бывший 64-летний пилот с головой ушел в бизнес. Говорит, так повернулась жизнь. На которую не сетует. И с теплом вспоминает свой первый полет, который совершил в собственный день рождения, 4 августа 1971 года, и своих учеников, которые были «резвые и шустрые», коллег, с которыми он бы «и в разведку, и в бой пошел». А в 40-летний юбилей АВЛУГА Вячеслав Сухоносов желает всем бывшим и нынешним летчикам огромного здоровья!

Похожие новости

Календарь новостей
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930