«Сейчас идет просто драка за командиров»



Три ветерана «Авлуги» и ВиСВО, собравшись в гаражном кооперативе «Авиатор», вспомнили о былых полетах и рассказали о современных проблемах авиации репортеру «АТ».

Ренат ТАИПОВ


Анатолию Харлану 67. На заслуженный отдых ушел лишь в этом году. Прежде служил командиром службы спецтранспорта.
- Лучше школы, чем «Авлуга», пока не было, - с гордостью и горечью произносит Анатолий Александрович. - Это сама жизнь показывает. Большинство всех, кто рулит в воздухе на постсоветском пространстве –наши орлы. А сейчас в Казахстане гражданской авиации уже нигде не обучают. Лишь готовят индивидуально пилотов-любителей в Алматы. Должен сказать: лучше, порядочнее, честнее командиров, чем в нашей «Авлуге» я не встречал в жизни.

Никакой протекции не было. Действительно работали они на славу.

Свою жизнь Анатолий Харлан называет интересной, но трудной и признается, что на самолете не летал с преобразования «Авлуги» в военное училище.
Ныне пенсионер, а в прошлом командир эскадрильи, Анатолий Михайлович Соколов служил в «летном» с 1976 года.
- Да, «Авлуга» высоко котировалась, говорит командир. - Наши ребята летают от Южного полюса до Северного, и в Африке, и в Америке – и Северной, и Южной. Но сейчас идет большая нехватка командиров в гражданской авиации. Идет просто драка за командиров. Вот один наш – ему 63 года - в Африке летает на ИЛ-18. Давление под 200 скачет. Ну, а заменить его некому.

Число «вскормленных» воспитанников Соколов и упомнить не может – так их было много – и венгры, и тайцы, и индийцы…
- Работа неординарная, масса различных случаев происходила, - объясняет Анатолий Михайлович и отвечает на вопрос о советском довольствии летчиков. - Зарплаты тогда были невысокие. Оклад 132, на руки получали 120. Все зависело от вида полетов, должности… На жизнь хватало. Как говорили – на водку мы зарабатывали, на хлеб мать давала. Но и своя выгода была. К июню у меня все погреба уже были полные. В марте – Чимкент, Самарканд - фруктов море. В самолете 3 курсанта, 3 человека экипаж и пустой самолет. Брали и заказы - кому ведро клубники привезти, ведро абрикосов. Не запрещалось. Если с Украины летели – могли прихватить 10-20 батонов колбасы. Великолепное время было! Со Смоленска чай индийский, с Минска молоко концентрированное.

Довелось доблестному командиру обучать летной науке и Нурсултана Назарбаева. Случилось это в 1996 году. Президент посетил училище, сел в тренажер ЯК-40.
- Нурсултану Абишевичу как раз только перед этим вертолет подарили. Он спросил сколько нужно налетать, чтобы выпустили на самолете. Отвечаю: «10,5 часов, а на вертолете – 12». «Откуда знаете о вертолете?» - удивляется. Говорю: «Ну, мы же все-таки авиация, в курсе. Приезжайте! Мы вас без очереди примем». Он расхохотался. Доволен был. А мы боялись, чтобы техника не подвела. Тренажер еще в 1975 году с Кировограда привезли. Он уже 6 сроков своих отработал. Неприятно было бы. Но все сработало, и полоса загорелась, не потухла.

Дети Анатолия Харлана и Анатолия Соколова в отцовскую профессию не пришли. А вот у Валентина Васильевича Коляды, ветерана Авлуги и подполковника запаса, сын пошел было по стопам отца. Отучился в отчем училище. Но много не полетал. Тяжелые тогда времена начались у гражданской авиации.
- Сын занялся бизнесом, - говорит подполковник. - В должности капитана уволился из вооруженных сил. Жаль, конечно, что сын не пошел дальше, но выбрал свой путь.

Похожие новости

Календарь новостей
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930