Грозит ли Казахстану стать страной бисексуалов?



Может ли «пропаганда» сформировать ориентацию, и как она повлияет на институт семьи в республике.

Еще несколько десятков лет назад об этом нельзя было даже думать, не то что говорить вслух. Гомосексуальность, как и бисексуальность, голословно называлась смертельной болезнью и в лучшем случае - порицалась. Так было до 1998 года. Фактически, она не перестала вызывать у людей омерзение, но стала легализована. А в 2009 году в РК появилась возможность провести операцию по смене пола, не выезжая за пределы страны.
А сейчас подрастающие поколения живут во времена, когда у сексуальности определилось множество новых ответвлений и незнакомых приставок: би-, грей-, лит-, деми-, реципро-, поли-, купио-, реквис- и т. д.
Корреспондент «АТ» попыталась выяснить, меняется ли сексуальное влечение от поколения к поколению, и в каком направлении идут сегодняшние казахстанские подростки. Не станут ли новой нормой бисексуальные отношения? Что произойдет с институтом семьи, если женщины, к примеру, после нескольких лет традиционного брака будут уходить к другим женщинам?

Знаменитости и их скелеты в шкафу

В нашей стране об ориентации говорить все еще не принято. Но некоторые аспекты все же мелькают на экранах: в прошлом году одна из сетей кинотеатров предложила годовой абонемент артисту, который «раскроется» первым. Смельчака не нашлось.
Для российского общества большой неожиданностью стало признание в своей нетрадиционной ориентации дочери народного любимца Михаила Ефремова.
«Я лесбиянка, феминистка, атеист, ролевик, адовый слэшер, интроверт, днями сидящий в своей берлоге, мультифандомщик, немного анимушник», - написала тогда 16-летняя девушка.
Под растиражированными фотографиями юной Анны-Марии множество людей высказали мнение о том, что виноваты во всем недоглядевшие родители и пропаганда ЛГБТ в современной молодежной культуре.
Действительно: все чаще в иностранных фильмах мы видим персонажей, сошедших с книжных страниц, но изменивших свой первоначальный цвет кожи и демонстрирующих симпатию к своему полу. Так, в экранизации всеми любимой сказки «Красавица и чудовище» приятель Гастона Лефу неожиданно захотел быть не просто его приятелем. В российских кинотеатрах фильм могли посмотреть только лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста.
Список западных знаменитостей, совершивших каминг-аут, можно продолжать бесконечно. Их количество регулярно увеличивается. О своей бисексуальности рассказали Анджелина Джоли, Дэвид Боуи, Кристен Стюарт и Меган Фокс. Впрочем, число их поклонников от этого не уменьшилось.

Запретный плод сладок?

Очевидно, что меньшинства окружают нас повсеместно еще с самого начала времен. На сегодняшний день представители сообщества утверждают, что их количество в Казахстане приравнивается к полутора миллионам человек.
Зарубежные исследования подтверждают, что количество бисексуалов и гомосексуалов в западных обществах с каждым годом растет.
В США, по данным журнала Archives of Sexual Behavior, за последние 27 лет количество геев увеличилось в два раза, а сторонников однополых браков – в пять. Такие результаты показал масштабный проект по наблюдению за половым поведением американцев. Он проводился правительством США на протяжении 41 года – с 1973 по 2014.
Это время условно разделено на промежуток до 1990 года и после. В течение 17 лет отношение американцев к однополым союзам оставалось неизменным – лишь 11% населения их поддерживало. Однополые отношения вели 4,5% мужчин и 3,6% женщин, а бисексуалами себя называли 3% американцев.
Но с 1990 года ситуация изменилась кардинально. Помимо того, что в 2015 году однополые браки легализировали, уже в 2014 их поддерживало 49% всего населения. Среди молодежи – 63%. Число мужчин и женщин, хоть раз вступавших в однополые отношения, выросло до 8,2%, а доля бисексуалов - до 7,7%. Отмечен рост среди американской молодежи до 30 лет: 7,5% среди них называют себя геями и 12% - лесбиянками.
- Подобные сдвиги произошли всего за одно поколение, что говорит о крайне серьезных масштабах и сверхвысокой скорости культурных изменений. Эти изменения, как мы считаем, связаны с тем, что американская культура стала еще более индивидуалистичной и более сосредоточенной на личности человека и на равенстве. Без строгих социальных норм прошлого американцы гонятся за теми сексуальными ощущениями, которые они хотят пережить, - объяснила Джин Твенге из университета Сан-Диего.
Доктор социологических наук, занимающаяся гендерными вопросами в Астане, полагает, что в Казахстане говорить о росте числа бисексуалов и гомосексуалов пока рано.
- Думаю, количество не растет. Тем более, в нашем обществе. Просто сейчас больше возможностей для того, чтобы принять себя и не прятаться. Запад повлиял на восприятие информации и ролевую модель, но не на количество, - поясняет доктор PhD по социологии. - Если бы сексуальность зависела от того, что у нас называют пропагандой, то все были бы гетеросексуальными. Потому что мы везде видим гетеросексуальные отношения. В детстве взрослых представителей ЛГБТ-сообщества такой информации вообще не было. Но на определенном жизненном этапе они все же осознали себя иными.
Сложно сказать, что именно формирует ориентацию. Описать причины не могут ни гомосексуальные, ни гетеро. Ведь если гетеросексуальность инстинктивна, то иных вариантов не встречалось бы в животном сообществе. Это не врожденная характеристика, но и не выбор. Ведь никто не хотел бы для себя подобных сложностей.

Фальшивые семьи в обществе стыда

- Фактически, любую ориентацию можно считать нормальной. Нет одной изначальной модели для всех. Но о том, станет ли би- и гомосексуалов больше в нашем обществе, сказать сложно. Конечно, сейчас перестают жениться для прикрытия. Но это не плохо, ведь ориентацию не изменит никакое супружество. Семью формирует любовь. Уменьшится количество несчастных пар и ненужных детей, созданных для того, чтобы социализироваться в обществе. А доминируют в нем гомофобные установки, призывающие подавлять себя, - говорит доктор наук.
Но активисты уверены, что важно не качество общественной реакции, а ее наличие и продолжают бороться за свои права.
- Конечно, мы воспитаны в обществе ненависти. В обществе стыда. У нас стыдно говорить о менструациях и сексе. Но не стыдно обсуждать чужую личную жизнь. Нет защищенности. Даже закон о бытовом насилии несовершенен. Но мечтать о правах можно и нужно, потому что они элементарны и должны быть равны у всех. Хочется надеяться, что через несколько поколений это изменится. Но сейчас даже об элементарной терпимости говорить не приходится, - заключает социолог.

Мария СОРОКИНА
aktobetimes@list.ru

Похожие новости

Календарь новостей
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930