Забытая память: восстанавливать могилы участников ВОВ некому



Газета «Актобе Таймс» сравнила закрытые кладбища Оренбурга и Актобе, на которых покоятся ветераны войны.

В каждом городе бывшего Советского Союза есть погосты, на которых уже давно не ступала нога человека. Как правило, там покоятся те, кто отчаянно сражался с фашизмом и после победы для нас всех строил светлое будущее. Но прошли годы, Союз развалился, родные усопших разъехались кто куда, а эти люди, когда-то жившие и строящие коммунизм, оказались забытыми…




Одна сплошная братская могила

Проспект Победы в Оренбурге считается одной из центральных улиц. Здесь расположены рынки, торговые дома, гостиницы, центральный вуз, «Вечный огонь» и с двух сторон обнесенное заборами кладбище. Этот погост был закрыт для захоронения еще в 50-х годах прошлого столетия. Большая часть усопших - это ветераны войны.
К удивлению корреспондента «АТ», вход на кладбище открыт. Зайдя туда, мы увидели центральную асфальтированную дорогу (асфальт, судя по всему, положили недавно) по бокам которой хаотично, впритык, находятся захоронения. Стоит отметить, что больше половины могил похожи друг на друга. Они без оградок, без фото и иногда даже без имен. Понять, что здесь кто-то лежит, можно лишь по небольшому холмику, заросшему густым сорняком, и длинному острию, на котором виднеется погнутая ржавая звезда.
Однако надо отдать должное россиянам - за кладбищем время от времени они все же следят. К примеру, мы нашли несколько могильных труб, на которых виднеется надпись: «Чернова Варвара (областной молодежный проект «Имена»)», а также завязаны георгиевские ленточки. Судя по всему, молодые оренбужцы не забывают историю и стараются восстановить безымянные могилы.




Чистый погост - чистая совесть

Несмотря на обилие сорняка, кладбище в центре Оренбурга можно назвать чистым. Там практически нет бутылок и другого мусора. Возможно, все потому, что оренбургские чиновники и активисты нередко призывают земляков проводить там субботники. К примеру, в начале мая начальник УЖКХ города Оренбурга Татьяна Малышева через Facebook пригласила соотечественников выйти на субботник:
«Я думаю, все знают старое православное кладбище на проспекте Победы. Оно закрыто для захоронений, последние там были в 50 годах... Вчера я была на нем, мы там немного отремонтировали тропинку к братской могиле. И увидела удручающее состояние крестов и звёздочек! Я все понимаю, что этим захоронениям по 70-80 лет, родственники и не знают, кто где захоронен, возможно, и сами уже умерли. Но там покоятся сотни, а может, и тысячи наших дедов и бабушек, которые воевали… Несколько лет назад нам удалось организовать большое количество волонтеров и покрасить звездочки на могилах, покрасить кресты, многие из них в очень плохом состоянии», - писала Малышева, сопровождая пост фотографиями могил, и призывала горожан навести на погосте порядок.
Мы были на кладбище спустя несколько месяцев, по-видимому, ее пост не остался без внимания.
Помимо могил со звездочками и георгиевскими лентами, на кладбище «Победы» можно найти и другие захоронения. Тут покоится поэт Николай Клеменьтьев, который скончался в 1947 году. Если верить источникам, то последние десять лет своей жизни он тяжело болел, поэтому его не призвали на фронт. Зато в военные годы он написал лучшие свои произведения: стихотворения, несколько поэм и песен. Он также был организатором многих литературных движений в Оренбурге, а начинающие местные поэты отправляли ему на суд свои произведения.
Здесь похоронен советский гистолог, член-корреспондент АМН СССР Федор Лазаренко. Он считается автором метода культивирования тканей in vivo. Награжден орденом Знак Почета и медалью «За доблестный труд в ВОВ».
Соседом Лазаренко под большой ржавой оградой значится врач Яков Кацман. Лечил раненых солдат в оренбургских госпиталях.
Много здесь и тех, кто посвятил свою жизнь служению Богу. Среди них последняя настоятельница разрушенного женского Успенского монастыря игуменья Таисия. В 20-х годах большевики объявили игуменье о скором закрытии монастыря и велели ей распустить общину. Таисия (в миру – Татьяна Смирнова) воспротивилась. Посоветовавшись с монахинями, она решилась на хитрость, благодаря которой монастырь при коммунистах просуществовал еще несколько лет. Скончалась игуменья в феврале 30-го года. Поговаривают, что ее могила долгое время считалась утраченной. Сейчас она покоится в одной могиле с другими монахинями того монастыря, которые пережили свою настоятельницу на десятки лет.
Здесь покоится Заслуженный артист РСФСР Леопольд Ростропович, советский виолончелист, педагог и дирижер. Отец известного всему миру виолончелиста Мстислава Ростроповича.
Вернувшись в Актобе, репортеры посетили погост на Шанхае. Здесь последние захоронения также датируются 60-ми годами. Еще виднеются искореженные звезды, которые напоминают редкому прохожему о том, что под ними покоятся советские солдаты. Имена и фамилии многих из них определить уже трудно. Таблички истерлись, проржавели. Пройдет несколько лет, и восстановить имена большинства героев станет невозможным.
Мы пытались выяснить, действуют ли в Актобе молодежные организации, занимающиеся восстановлением и сохранением имен участников войны, захороненных в городе. В Управлении по вопросам молодежной политики нам сообщили, что таковых организаций в областном центре нет, и этим добрым делом никто не занимается. Прискорбно.
В той же Оренбургской области, к примеру, в октябре этого года молодежные отряды занялись восстановлением могил немцев, попавших в советских плен и умерших на чужбине.








Богдан ЕГОРОВ
aktobetimes@list.ru
фото Лилии БЕЛИКОВОЙ

Похожие новости

Календарь новостей
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930