Как хобдинский чабан Гитлера с днем рождения поздравил

Как хобдинский чабан Гитлера с днем рождения поздравил

Вот уже пятый год Исламгали Битик активно собирает информацию о военных подвигах своего деда. В преддверии годовщины Сталинградской битвы он поделился находками с «Актобе Таймс»

Сталинградская битва — одна из крупнейших в Великой Отечественной войне. Она началась 17 июля 1942 года и закончилась 2 февраля 1943 года разгромом действовавшей на сталинградском направлении группировки немецко-фашистских войск. В этих сражениях участвовал наш земляк красноармеец Нургали Битиков. На фронт он попал в 40-летнем возрасте. Сильный чабан служил артиллеристом.
- В течение пяти лет я собираю информацию о своем деде, - рассказывает Исламгали Битик. – Раньше была скудная информация. Я знал, что дед служил артиллеристом, бил фашистов, но как и где - не знал. Дед не мог рассказывать красочно. Говорил, что было страшно, что за любую провинность могли отправить в пехоту, что показанное в фильмах мало похоже на правду. С годами задался вопросом: почему я ничего не знаю о своем предке? Мне стало интересно, и я начал искать сведения о службе красноармейца Битикова и о 30 артбригаде 211 полка. Кому-то это надо делать - помнить о предках и об их геройских поступках, подаривших нам Победу!

Главная награда

1 октября 1941 года 266-й полк попал в окружение возле города Волноваха Сталинской области. Из кольца удалось выйти только в ночь с 8 на 9 октября, понеся большие потери. В живых осталось всего 72 человека. В дальнейшем эти выжившие солдаты бок о бок сражались за родину вместе с Нургали Битиковым.
- В июле 42-го полк получает приказ на отход в резерв Сталинградского фронта в село Орловка (25 км севернее Сталинграда), где в дальнейшем переходит в подчинение учебного артиллерийского центра, - рассказывает Исламгали. – Пройдя учебу, полк в поселке Старая Отрада начал укомплектовываться. А уже 3 августа переходит в подчинение 57-й армии и по приказу направляется в село Дубовый Овраг. Именно в том поселке началась война для моего деда.
Полк, где служил Битиков, пополнялся личным составом до конца сентября 1942 года. Лишь потом полк был введён в бой в полосе 66-й армии Сталинградского фронта, в районе села Ерзовка.
- Дед участвовал в знаменитой артподготовке в ноябре 42-го, которая положила начало операции по окружению войск фельдмаршала Паулюса, - продолжил Исламгали. - Это привело к первой и такой важной победе Красной Армии.
За боевые заслуги, проявленные в ходе этого сражения, 44 соединениям и частям были присвоены почетные наименования, 55 — награждены орденами, 183 — преобразованы в гвардейские. Десятки тысяч солдат и офицеров были удостоены правительственных наград. 112 наиболее отличившихся воинов стали Героями Советского Союза.
- Самой первой, важной и главной наградой моего деда являлась медаль «За оборону Сталинграда». В те времена эту медаль приравнивали к орденам и гордо носили ее на груди. С особым трепетом дедушка Нургали рассказывал всем родным об этой медали и о страшных событиях того времени, - подчеркнул внук героя.

Жуков лично награждал

По найденным сведениям, в 30 артиллеристской бригаде служило множество кавалеров и орденоносцев. Их командир полковник Жигарев имел звание Героя Советского Союза. Наш земляк также имел бесценные награды. Среди них орден Великой Отечественной войны 1 степени, медаль «За оборону Сталинграда», «За взятие Берлина», «За боевые заслуги», «За взятие Варшавы» и т.д.
- Помню, смотрели военный фильм, дед увидел Жукова и вдруг воскликнул: «А ведь он несколько раз лично вручал награды!» - вспоминает Исламгали. – Я не верил. Думал, дед уже старый, может, что-то напутал. А когда начал заниматься поисками, осознал: он говорил правду. Георгий Константинович отметил моего деда пятью благодарностями, которые лично подписал и сам же вручил.
Нещадно смял врага

В сентябре 44-го шли боевые действия по удержанию и расширению плацдармов на реке Висла в районах Мангушева и Пулавы. Артиллерист Нургали Битиков под началом полковника Жигарева огнем своих орудий содействовал армейским частям в штурме и взятии крепости в предместье польской Варшавы.
- Освободив столицу Польши, бригада Жигарева в апреле пошла на Берлин, организовав прорыв вражеской обороны в нескольких населенных пунктах, - говорит об известных ему данных Исламгали Битик. – В боевых действиях с 15 по 26 апреля во вражеских городах и поселках дед и его сослуживцы подавили огнем 37 артиллерийских и 4 минометных батареи, 14 пулеметных гнезд и 6 узлов сопротивления, уничтожили около батальона пехоты и отразили 12 контратак. А 1 мая 1945 года 30-я гвардейская пушечная артиллерийская бригада вместе с войсками 47-й армии участвовала во взятии Бранденбурга.

Салют для Гитлера

После того, как был взят пригород Берлина Бранденбург, для рядового Битикова настал самый запоминающийся и ценный момент в его жизни. Ведь он был одним из первых, кто нанес огневой удар по логову фашистского зверя…
- Дед писал и рассказывал об этом всем родным и знакомым: «Наша 30-я гвардейская артиллерийская бригада шла на главном направлении Первого Белорусского фронта. Мы брали предместье Варшавы, Прагу, мы и вышли прямо на Берлин. 20-го апреля на второй батареи нашего дивизиона, которой командовал майор А. Зюкин, шла интенсивная подготовка к первому залпу. Бойцы на снарядах писали краской «ПО БЕРЛИНУ», «ЗА РОДИНУ». И вдруг прозвучала команда: «Орудия - к бою!». Бойцы быстро и собранно заняли свои места. Возле них командиры орудий, мои боевые товарищи Добенко и Крупницкий. И снова прозвучала долгожданная команда: «По вражескому логову, фугасными, залпом, батарея – ОГОНЬ!». Сколько нужно было пройти дорогами войны, что бы дождаться этого момента! А сколько боевых товарищей, что мечтали про это, остались лежать в братских могилах? Нет – они не напрасно отдали свою жизнь. Мы выполнили их желание», - цитирует героя родной внук.
Исламгали Битик продемонстрировал редкое архивное фото, где изображена 30-я артбригада. Ее бойцы на снарядах пишут пожелания главному фашисту на его день рождения.
- На фото отчетливо видны лица нескольких бойцов, и я верю, что там недалеко мой дед, который просто не попал в кадр, - говорит Исламгали. – Кстати, карту огневых позиций дивизионов и записи обстреливаемых районов Берлина в настоящее время можно увидеть в Музее артиллерии и инженерных войск в Санкт-Петербурге.

Кровь батыра

После войны красноармеец Битиков вернулся в Хобдинский район, где создал семью и работал чабаном. О своем героическом дедушке Исламгали вспоминает с гордостью:
- Он был физически сильным и рослым мужчиной, под два метра роста. Поэтому и попал в артиллерию. Ведь там нужна грубая сила и жесткая дисциплина. Фигуры артиллеристов интересны: у них тонкая талия и широкие плечи. Но дед не считал себя гигантом. Он говорил, как его дед постоянно ругал, за то, что у него в детстве мерзли руки, и он такой щуплый. Его дед был настоящим батыром. Он мог за один присест съесть целого барашка. Нынешнее поколение так не сможет.
Нургали Битиков умер в 1992 году, но его внук продолжает искать и восстанавливать путь солдата. Он нашел 40 биографий и фотографий сослуживцев своего деда. К сожалению, никто из них не дожил до наших дней.
- Когда-нибудь я побываю в тех местах, где мой дед проливал кровь. Для меня он останется человеком, прошедшим все самые сложные испытания того времени: голодомор, репрессии, войну, поднятие народного хозяйства. Он никогда не жаловался на жизнь, был верен родине и до последних дней трудился за ее свободу. Мы последнее поколение, которое видит оставшихся в живых ветеранов Великой войны, и мы не должны забывать их подвиг, - заключил Исламгали Битик..

Иван ГАЙВАН
aktobetimes@list.ru
фото Лилии БЕЛИКОВОЙ

Похожие новости

Календарь новостей
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031