На ваши вопросы отвечает детский психолог



Если вы заметили у своего ребенка необычное поведение, задумайтесь, может, малыш таким образом привлекает ваше внимание? Достаточно ли вы его уделяете? И помните, что все сложности решаемы. Помощь окажет детский психолог Жайнагуль Консбаева.

Вырывает волосы


- Здравствуйте. Недавно заметила, что моя маленькая дочь стала выдергивать у себя волосики. Иногда целыми клоками. Спрашиваю – зачем так делаешь? Молчит. Откуда у нее эта дурная привычка появилась, не знаю. Меня это пугает. Скажите, это нормально вообще?
Валентина


- Здравствуйте, Валентина. Ваше беспокойство обоснованно и тот факт, что ваша дочь стала выдергивать волосы,
нельзя отнести к разряду просто вредных привычек, которая сама пройдет. Вспомните, что могло повлиять на ее возникновение, может быть, была какая-то психотравмирующая ситуация, или произошли какие-либо изменения привычного образа жизни, возможно, ей где-то не достает вашего внимания и ласки. Такое явление, когда ребенок автоматически выдергивает у себя на голове волосы, а также выдергивает брови и ресницы, является свидетельством разновидности невроза навязчивых состояний, в медицине это называется трихотилломанией. Ребенок делает это автоматически, не отдавая себе отчета - для чего. Он не только не испытывает боли, но, напротив, переживает некое глубинное удовлетворение, нащупав и выдернув очередной волосок или ресничку.
Ребенок неосознаваемо лишает себя волос, бровей и ресниц из чувства вины или из-за нестерпимой досады на себя самого, на свои промахи, неудачи, поражения.
Таким образом, при трихотилломании имеет место символический ритуал навязчивых действий. Во многих случаях это расстройство является способом самоуспокоения. На фоне психического напряжения, конфликтных ситуаций мозг «вспоминает» об «эффективном» способе самоуспокоения, и обычное накручивание волос трансформируется в трихотилломанию. Это один вариант. Второй вариант — самонаказание, истинное или демонстративное. Это происходит при предъявлении к ребенку жестких требований, при чрезмерном контроле за его досугом, при завышенном уровне возлагаемых надежд родителями в отношении достижений ребенка. При этом ребенок может оценивать себя очень низко или, наоборот, очень высоко, что зависит от врожденных психологических особенностей и влияния окружающих людей. Но в том и другом случае, если ожидания родителей не оправдываются, у ребенка вполне может наступить психологическая декомпенсация. При заниженной самооценке - самонаказание, как правило, истинное, при завышенной самооценке - демонстративное.
Вырывание волос может свидетельствовать о невозможности соответствовать требованиям извне или может служить способом, чтобы привлечь внимание окружающих.

Раннее развитие


- Здравствуйте, уважаемый психолог! Многие мои знакомые рассказывают про своих детей, что те даже в два-три годика вовсю рассказывают стихи наизусть и чуть ли не читают. Моя же дочь говорит, но не все слова правильно проговаривает. Стишки наизусть мы не говорим, вернее неполностью, повторяет только за мной. Знает некоторые буквы, цифры, цвета. Рисует. Но я переживаю, что для своего возраста она умеет очень мало. Может, я неправильно с ней занимаюсь? И, может быть, есть какие-то занятия для таких детей, чтобы можно было выполнять их дома?
Динара


- Здравствуйте, Динара. Во-первых, хотелось бы отметить, что самое важное и главное - это эмоциональное состояние вашего ребенка. Во-вторых, никогда не стоит сравнивать своего ребенка с соседской девочкой Машей или с братьями или сестрами. Лучше всего говорить о каких-либо достижениях и изменениях, происходящих с ребенком в разные периоды его жизни, то есть месяц назад она не могла собирать пирамидку, а сегодня умеет. Всегда лучше сравнивать ее с ней же самой.
О том, можно ли заниматься с ребенком дома и как, хотелось бы сказать, что для ребенка вашего возраста все вокруг - это занятие и развитие. Гуляете по улице, называйте все, что есть вокруг, спускаетесь по лестнице - считайте ступеньки, готовите еду - называйте овощи, кухонную утварь и т. д. Нужно с ней много говорить и читать, у нее «идет накопление пассивного словаря». Даже если она сейчас не повторяет за вами все, что вы говорите, она эту информацию воспринимает, запоминает и через какое-то время обязательно воспроизведет все, что слышала. Для стимуляции речевого развития необходимо развивать мелкую моторику. Для этого можно использовать конструкторы, мозаики, прищепки, шнуровки. В домашних условиях, на кухне можно давать перебирать, например, два вида макарон, фасоль и т.д.
И, конечно, очень хорошо, если ребенок любит рисовать. Вам нужно и дальше поддерживать это желание, создавать для этого условия. Пробовать рисовать разными инструментами ИЗО-творчества. И еще, не нужно стремиться научить читать и писать ребенка в три года, как это делают некоторые родители, тем самым они скорее удовлетворяют свои амбиции. Лучше всего развивать у ребенка память, внимание, восприятие, логику, мышление и, конечно же, мелкую моторику. И если все вышеперечисленные психические процессы будут хорошо развиты у вашего ребенка, то он без особого труда освоит весь алфавит и даже таблицу умножения. Так как в этом возрасте у ребенка ведущий вид деятельности - это игра, пусть ваша малышка играет и через игру развивается.

Похожие новости

Календарь новостей
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930