Тайна вмурованной головы городища Жезды



С уникальной находкой вернулась из экспедиции на плато Устюрт группа актюбинских археологов, возглавляемая Арманом Бисембаевым. На развалинах городища Жезды, расположенного на границе Актюбинской, Атырауской и Мангыстауской областей, обнаружили они голову каменного изваяния. Она была вмурована в западную стену белой крепости государства огузов, которая была воздвигнута здесь в 8 веке. Удивительно то, что сами огузы такие антропоморфные изваяния не создавали.

Ренат ТАИПОВ


Вероятно, голова имеет более древнее происхождение. Вмурованная в стену, она порождает массу интерпретаций. Возможно, именно так, заручившись силой предков и прежних владельцев городища, огузы надеялись устрашить нападавших врагов и отвести беды от жителей крепости. А возможно, глаза статуи устремлены были на запад - в поисках обетованной земли, новых мест для крова и рождения детей, куда позже все-таки придется уйти огузам, став прародителями многих народов.

От аранов до городища

Исследованием городища Жезды Арман Бисембаев занимается с 2013 года.

- Мы его обнаружили в результате планомерной разведки, когда там прокладывалась железная дорога, - рассказывает археолог. - О том, что нужно искать на северном чинке (обрывистый уступ. – Авт.) плато Устюрт, нам подсказали коллеги археологи. Раскопки в этой местности не велись. А вот поверхностные сборы проводились. Их осуществлял советский археолог Лев Леонидович Галкин. Он был фанатом Устюрта и Мангышлака. Сам, на «ГАЗ-66», с большим запасом топлива и воды (и с небольшой командой) разъезжал по этим местам.



Интерес у советского ученого вызывали загадочные для простого обывателя стреловидные постройки, длина «крыльев» которых достигала 1 800 метров.

- Эти «стрелки» представляют собой загоны из камней, и называются они араны, - объясняет Арман Бисембаев. - Их строили еще неолитические люди (5-4 тысячелетие до н.э.). Возведены стены хитро: вначале они низенькие, но постепенно начинают нарастать. В такую ловушку загонялись сайгаки. Они бегут вглубь «стрелы», стены «сжимаются». И в конце концов животные попадают в подобие каменного мешка. Над ним поджидают охотники с камнями и стрелами. Так производился осенний забой сайгаков. К тому же, сами араны на Устюрте размещались таким образом, чтобы разбить большую группу с сайгаков на несколько малых.

Араны указывают на то, что в неолите и в эпоху бронзы на Устюрте уже обитали древние люди. Следы их жизни обнаружены и при раскопках городища Жезды.

Арман Бисембаев объясняет, что на месте раскопок четко прослеживаются четыре культурных слоя:

1. Неолит – бронза.
2. Ранний железный век, сако-сарматское время, вторая половина первого тысячелетия до н.э.
3. Эпоха Великого переселения народов, гуннский период, 2-4 века н.э.
4. Огузское время, 8-11 века н.э.

От неолита и эпохи бронзы

От эпохи неолита и бронзы в местности, изученной археологами, остались керамика и каменные отщепы, кости животных, остатки очажных ям, а также ям для хранения мяса. Зима на Устюрте бесснежная, но холодная. Мясо, заготовленное в ноябре и уложенное в ямы, будет храниться довольно долго. Археологи изучили рацион древних охотников. 80-85% костей принадлежали сайгакам, 5-7% - куланам, 3-4% - тарпанам.

Строили храмы

Ранний железный век просматривается на городище и в его окрестностях небольшим слоем. Видимо, племена сарматского круга здесь находились недолго.

- Но на Устюрте недалеко от городища располагается святилище Кызыл Уик, - говорит Арман Бисембаев. - Оно построено в виде ровного круга, если сверху смотреть. Это купольное сооружение. Стены высотой около 1,8 метра, а потом они плавно начинают закругляться. Очень похоже на юрту.



Раскопками святилища, расположенного в Актюбинской области, занимались алматинские археологи. Они и установили предназначение этого строения. Следов проживания человека в нем нет. Зато на стенах в большом количестве присутствуют следы горения. Огонь зажигали во славу богов, в честь них приносились жертвы – резали лошадей, овец и верблюдов. Возле храма проживали жрецы, охранявшие свои секреты от посторонних.

По пути на запад

Ненадолго задержались на городище гунны. Их присутствие здесь подтверждается найденной керамикой, имеющей весьма специфические черты.

Рядом с городищем находятся несколько кладбищ. Там обнаружены могилы гуннов. Определить их просто: этот кочевой народ своих покойников хоронил в каменных ящиках. В грунте пробивались пазы, в них вставлялись плиты, образуя боковины ящика, поверх укладывалась еще одна плита. Могилы ориентировали строго по направлению «север – юг».



Гунны пришли с территории Западной Монголии и Забайкалья. Небольшая группа поселилась в Жезды. Уклад своей жизни они приспособили под местные условия.

- Они присоединились к уже существующей на тот момент кочевой системе. И в 18 веке эта система еще использовалась у казахов, - объясняет Арман Бисембаев. - Летом пасли скот по берегам Урала, заходили дальше в Домбаровский район Оренбургской области. Прекрасная лесостепь, богатый травостой! А в сентябре дружно поднимались все аулы, грузили всё на верблюдов и шли до конца октября на Устюрт. Пришли, там холодно, но снега нет совсем. Растительность, пусть разреженная, но есть. Животным, способным к тебенёвке (лошадям, овцам, верблюдам) - этого хватает.

Расцвет и упадок

В 8 веке на Устюрте селятся огузы. На уступе возводят они крепостные стены и башни. В крепости размещается воинский гарнизон с женами и детьми. Задача воинов – контролировать караванные пути, проходящие в долине и блюсти здесь закон и порядок, установленный правителями Государства огузов, руководивших страной из столицы -Жанкента.



- Городище Жезды за период своего существования (300 лет) переживало периоды подъема и упадка. И это чётко прослеживается, - говорит археолог. - Люди здесь живут хорошо лет 50-70, воины получают жалованье за охрану границ. Потом в столице на Сырдарье приходит к власти какой-нибудь глупый каган, перестает своим воинам платить, полагая: «И зачем нам эта торговля нужна?». Воины начинают нищать, всё бросают и уходят. Наблюдается как минимум два периода запустения городища. Затем люди снова возвращались. Но старый хлам вернувшиеся не выбрасывали, просто разравнивали полы и заливали жидкой глиной. И снова начинали поднимать стены.



С Алтая?

Найденная замурованной в западную стену каменная голова, как объясняет историк, не могла быть создана огузами.



- Возможно, это тюркское изваяние, созданное до огузского времени лет на 100-200 раньше, - полагает Арман Бисембаев. - Видимо, они нашли эту статую, может быть, в окрестностях своего городища, а возможно, привезли издалека. Так и вмуровали в стену. Такое решение очень интересно и нехарактерно для огузов. Древние ничего не делали просто так. Во всё вкладывался смысл. Голову они использовали, вероятно, чтобы стена стала крепче, чтобы устрашала врагов. По исполнению голова похожа на те изваяния, которые создавали тюрки на Алтае.

Археолог полагает, что в стену могло быть вмуровано и туловище древней статуи. Возможно, ее еще предстоит найти.

Новые дали

В начале 11 века огузы, гонимые полчищами кыпчаков, оставят городище и плато Устюрт. Столица государства через несколько веков придет в упадок. Огузы двинутся на запад.



Одна из групп огузов еще до нашествия кыпчаков уйдет на Северный Кавказ и даст начало азербайджанцам. Другая – двинется южнее Каспия, останется там и приведет к формированию туркменов. Третья волна обогнет Каспий, пройдет через Иран, став турками, завоюет Византию, установит полный контроль над Малой Азией и вторгнется на Балканы. Многие огузы пойдут к границам Киевской Руси. Некоторые направятся еще дальше - на территорию современной Молдовы, обратившись в гагаузов.

Похожие новости

Календарь новостей
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930