«Министра МСХ ждём в Актобе!»



С таким лозунгом провели согласованный митинг 75 аграриев Актюбинской области.

Татьяна ТОКАРЬ


15 ноября на площади перед областной филармонией собрались руководители сельхозформирований со всей области, сообщает @aktobe_times В ближайшие пять лет в агросферу страны государство намерено вложить небывалые суммы - около 4,9 трлн тенге. Куда направят эти деньги, и кто из крестьян их получит? Аграрии считают, что министр сельского хозяйства должен обсуждать вопросы развития сельского хозяйства с ними, и только потом принимать такие серьёзные документы, как «Национальный проект по развитию агропромышленного комплекса на 2021-2025 годы» или «Концепцию развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2021 – 2030 годы». Хотя национальный проект приняли ещё в октябре, актюбинские фермеры потребовали его отменить, потому что государство не учло их чаяний.

- Недавно в своей речи президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев сказал, что за последние 5 лет на развитие сельского хозяйства ушло 2 триллиона тенге, и нет отдачи, - выступил на собрании аграрий Руслан Шуиншалин. - Я призываю нашего президента учесть в национальном проекте наше мнение. Оно одно: в МСХ должны быть профессионалы своего дела: агрономы, зоотехники, ветеринары, а не юристы, экономисты и программисты! Почему ни разу к нам не приехал министр сельского хозяйства, не обсудил тему развития сельского хозяйства?

Фермеры возмущались и тем, что за последние восемь лет каждые два года меняются министры сельского хозяйства, причем каждый новый начальник начинает менять сельскохозяйственную политику.

«Просим вас прекратить это! Министерство сельского хозяйства должно возглавляться гражданами, имеющими опыт и знания в сельском хозяйстве, с правильным отношением к селу!» - возмущались ораторы.

Чтобы в министерстве сельского хозяйства не принимали «сырые», по мнению аграриев, документы, они потребовали создать общественный совет при министерстве сельского хозяйства и национальном холдинге «Байтерек», включив в него фермеров из каждой области.

- Министерство сельского хозяйства, где слышащее государство, как указывает чиновникам президент? – говорил на мирном собрании Руслан Шуиншалин. - Объедините электронные системы ИСЖ, ИАСУ и КОЛДАУ в единую и сделайте их бесплатными! Выдавайте хозяйствам кредиты под 5% годовых, существующие кредиты под 16% для нас слишком дорогие. Субсидирование - это не секретные материалы. Мы должны знать, куда тратится каждый тенге.

Фермеры встали позади ораторов с плакатами в руках, демонстрируя надписи: «Требуем создание рабочей комиссии в регионах по обсуждению национального проекта АПК», «В МСХ должны быть агрономы, зоотехники, ветеринары, а не юристы, экономисты и программисты!», «Кредитам под 16% - нет, кредитам под 5% - да!», «Министра МСХ ждём в Актобе!», «Слышащее государство, услышьте фермеров!», «Объедините ИСЖ, ИАСУ и КОЛДАУ (КОРЛАУ) в единую систему!».



Чем не угодил фермерам нацпроект

Евгения Макаревич с 2016 года занимается птицей: разводит индеек, гусей, уток, кур-бройлеров в Алгинском районе. В год она выращивает 5-6 тысяч голов птицы:

- В национальном проекте указано, что будет идти импортозамещение птицы. Как можно заместить её импорт, если в Казахстане не производят составляющие для птицеводства? – удивляется Евгения Макаревич (на фото). - Всё импортное: инкубационное яйцо высокого качества мы завозим из Чехословакии, Болгарии или Словакии, витамины из России, оборудование для птицеферм тоже зарубежное. У нас, кроме рук и земли, на которой мы стоим, ничего нет! Яйцо по себестоимости выходит не менее 500 тенге за десяток, потому что подорожали корма, вакцины, витамины, свет, газ, а без отопления зимой птица не несётся. Мы хотим расширяться, так как спрос на птицу огромный. Но цены на стройматериалы так быстро растут, что сложно предугадать, в какой сумме брать кредит, и когда он окупится. Нет никакой стабильности из-за постоянного падения курса тенге. Мы считаем, что в национальном проекте должна быть конкретика: пусть распишут, благодаря чему произойдёт импортозамещение мяса птицы в Казахстане. Ведь у нас, у мелких птицеводческих хозяйств, нет даже субсидий!

Недовольны крестьяне и грядущей цифровизацией сельского хозяйства.

- Минсельхоз решил посчитать, сколько у нас кур, сколько они несут яиц, - продолжает Евгения Макаревич. - Но никто не хочет считать затраты, которые мы понесём в связи с проведением цифровизации. Потянем ли мы её вообще?

- Основная проблема у нас – рабочая сила, - выступает руководитель КХ «Камель» из посёлка Маржанбулак Серик Сариев. - Чтобы освоить национальный проект развития сельского хозяйства, нужно заинтересовать людей. Введите стимул для работников села. Мы предлагаем вернуть дояркам льготы, чтобы они могли выходить на пенсию в 55 лет, а мужчины-трактористы в 58 лет. Пусть государство предоставит их детям бесплатное обучение в вузах, вот эти пункты должны быть прописаны в национальном проекте! Сейчас мы бы рады развивать хозяйство, но рабочие руки на селе найти очень трудно!

Ещё одна важная проблема – дефицит земли. Вроде просторы в Казахстане бескрайние, а пасти скот негде.

- C 2017 года у меня фермерское хозяйство – 350 голов, но до сих пор нет своей земли, – сетует Вадим Халиуллин. - Хорошо, что соседи-фермеры мне помогают, дают по-свойски землю. А со стороны государства я пока не вижу никакой поддержки, хотя свободные земли существуют. Нужно создавать комиссию и забирать пустующие участки, выдавать их тем, кто будет работать на земле!

Как рассказал Вадим Халиуллин, норма поголовья его стада уже выше, чем отведённый земельный участок. Однако вместо того, чтобы предоставить пустующие пастбища, от него потребовали… перерезать «лишний» скот, чтобы не было обнищания земель.

- Почему сельхозотделы идут по пути наименьшего сопротивления и не заинтересованы в росте поголовья скота? – удивляется Вадим Халиуллин. – Ведь проще простого перерезать коров, а попробуй найди и предоставь крестьянину пустующие пастбища!



За год выделили 24 млрд тенге

Областное управление сельского хозяйства соглашается, что уходящий год стал для фермеров очень тяжёлым:

- Фермерам было трудно, приходилось возить сено издалека, - считает руководитель отдела животноводства областного управления сельского хозяйства Бимурат Панабеков. – Животноводам Шалкарского и Байганинского районов пришлось перегонять лошадей на пастбища в других районах, потому что трава в южных районах области быстро выгорела под палящим солнцем.

Тем не менее, по мнению Панабекова, государство вовремя помогло сельчанам, они запаслись сеном на зиму. Всего в 2021 году на поддержку сельского хозяйства Актюбинской области бюджет потратил 24 млрд тенге. В 2022 году сумма будет больше. К примеру, если раньше в животноводстве субсидии выплачивали только на разведение племенных коров и овец, то в следующем году начнут выплачивать субсидии на разведение племенных лошадей.

- Мы считаем, что сейчас легче стало получать субсидии, - уверен Панабеков. - Для этого даже не нужно ходить в акимат. Достаточно отправить заявку по интернету.

Целый час фермеры передавали друг другу микрофон и делились своими проблемами и бедами. Их просьбы: зафиксировать стоимость отрубей на уровне 50% от цены зерна, установить цены на топливо для сельского хозяйство на 50% ниже рыночных, увеличить субсидирование 50% затрат на бурение водяных скважин глубиной до 250 метров, ввести годовой мораторий на цены сельхозтехники. Все эти темы нужно обсуждать с министром сельского хозяйства и прописывать в национальном проекте, считают фермеры.

Похожие новости

Календарь новостей
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031