Как сократить число смертей на дорогах в Актобе?

С начала года в ДТП погибло 23 актюбинца и 297 получили различные травмы. Причинами аварий полиция называет банальное несоблюдение правил дорожного движения. А независимые урбанисты видят проблемы в неправильном дизайне улиц и во всеобщей автомобилизации.

Артур САЙЫН


В нашем городе с населением около 650 тысяч человек зарегистрировано 40 423 автомобиля. То есть в среднем всего 6,2% горожан владеют машинами. При этом аварии на дорогах ежегодно уносят десятки жизней, различные травмы получают сотни людей.

Так, в прошлом году произошло 410 ДТП, 30 человек скончались (из них 3 несовершеннолетних), 519 ранены (из них 81 несовершеннолетний. А в этом году к 20 октября полиция зарегистрировала 254 аварии, в которых 23 человека погибли и 297 ранено (из них 52 несовершеннолетних).

О том, что же полиция считает источником всех бед на дорогах, корреспонденту «АТ» рассказал руководитель пресс-службы департамента полиции Актюбинской области Ерболат Саркулов.

- Основные причины ДТП в городе - это выезд на полосу встречного движения, превышение скорости, и водители не уступают пешеходам, - говорит Ерболат Саркулов. - Ежедневно полиция выходит на службу, ведется профилактическая работа, нарушители привлекаются к ответственности.

Неразумные решения

Руководитель проекта «Житель Актобе» Батыржан Кусаинов вот уже два года занимается проблемами транспортной инфраструктуры. Он называет иные причины смертельных ДТП.



- Неправильный дизайн улиц: то есть, как выглядят пешеходные переходы, как работают светофоры; ширина дороги, сколько полос и многое другое - влияет на поведение водителей и пешеходов, - говорит Батыржан Кусаинов. – Вторая причина - это отсутствие неотвратимости наказания, то есть не должно быть никаких компромиссов. Нужно ужесточить контроль за нарушениями, чтобы водитель знал, что за ДТП по его вине будет ждать суровое наказание. На дорогах Казахстана каждый год погибает от двух тысяч человек. К вопросу о том, чтобы люди не погибали, не подходят системно. 250 детей каждый год умирает – это 5-6 классов. Это не просто печальные цифры, нам должно быть стыдно за это.

Приоритет автомобилистам

С каждым годом риск возникновения ДТП становится больше, в том числе из-за увеличения количества автомобилей. Власти, по всей вероятности, отдают владельцам авто больше приоритетов, нежели пешеходам. Об этом говорят миллиарды тенге, выделяемые чуть ли не ежегодно на реконструкцию дорог. Так, например, только 1,9 млрд тенге выделено на расширение полос на проспекте Тауелсиздик.

- В Актюбинской области на 1000 человек приходится 155 автомобилей, у остальных 845 человек авто нет, - продолжил Батыржан Кусаинов. - Поэтому логически можно сказать, что люди, которых больше, должны быть в приоритете? Но, к сожалению, у нас в городе ситуация складывается совсем другим образом. Возьмем проспект Тауелсиздик, там собираются строить 8-полосную дорогу, это «адище». Мало того, что будут постоянные шум, грязь и выхлопы. Здесь находятся несколько учебных заведений, а если смотреть по рабочему проекту, там пешеходные переходы находятся по дороге друг от друга на расстоянии 200-300 метров. В результате дети, родители с детьми, пожилые люди не будут обходить такие расстояния, чтобы перейти на другую сторону. Такие дороги провоцируют ДТП, на них водители теряют ощущение скорости.

По проспекту Санкибай батыра тоже сделана 8-полосная дорога, там с начала года произошло 10 ДТП по данным infopublic.pravstat.kz – сайта комитета по правовой статистике и специальным учетам генеральной прокуратуры Республики Казахстан. По данным того же сайта, на 26 октября на проспекте Тауелсиздик до реконструкции было 4 аварии.

Развитый общественный транспорт снижает ДТП


Таким урбанисты видят проспект Абилкайыр хана: с узкими полосами, отдельной линией для общественного транспорта и прочим.

Развитие общественного транспорта должно поправить ситуацию с безопасностью на дорогах и с пробками.

- Вот пример последствия решения властей потакать только автомобилистам, - продолжает Б. Кусаинов. - Человек купил квартиру на Батыс-2. Работа у него, например, в 11-ом микрорайоне – далеко, учеба тоже далеко. Где-то отдохнуть на Батысе найти сложно также. Попробуйте найти кафе или другие услуги, – все в центре. Как добираться? Пешком трудно, для велосипедистов, самокатов условий почти нет. А интервал между автобусами очень высокий, человек ждет 20-30-40 минут. Один раз подождешь, второй, третий. В результате это приводит к тому, что ты покупаешь машину. Это называется спровоцированным спросом: люди понимают, что другого варианта добраться куда-либо нет. Надо развивать общественный транспорт, чтобы какая-то часть людей пересела на автобусы и разгрузила дороги, те же 100 водителей могут поместиться в один большой автобус. Там, где хорошо развит общественный транспорт, уменьшается количество ДТП.

В качестве доказательств следует привести в пример мексиканский город Гвадалахара. Заморские исследователи проанализировали ситуацию с авариями после создания линии BRT – это современный способ организации скоростного автобусного транспорта. Если до строительства линии BRT количеств ДТП в месяц было в среднем около 200, то после стабильно менее 100.

Могла выжить…

Урбанист рассказал также и о других ошибках в обустройстве улиц, которые приводят к трагическим последствиям. Так, рядом со строительным магазином по улице Маресьева 9 ноября 2020 года водитель легковушки сбил насмерть 57-летнюю женщину на пешеходном переходе.

- Если бы там была физическая инфраструктура, вроде нормального освещения, островка безопасности, то ее бы водитель заметил. Женщина могла выжить. И таких опасных улиц у нас много, - считает Б. Кусаинов.


Улица Маресьева, прошлой осенью здесь погибла женщина. Предотвратить смертельное ДТП могло бы нормальное освещение и островок безопасности.

Другой дорожный «прокол» – это наземные переходы по проспекту Алии Молдагуловой, которые вынуждают пешеходов, особенно мамочек с колясками и пенсионеров, перебегать дорогу. У одного из таких переходов до сих пор не работает лифт.

- Человек здесь психологически не готов переходить, здесь много ступенек, это увеличивает время. Люди до сих пор пользуется тем переходом, который уже стерли. Я недавно просто стоял и наблюдал на протяжении где-то 10-и минут: 5-6 человек прошли не по переходу, потому что так удобней. Человек идет по короткому пути. Рисков много: если человека собьют, то виноват будет он. На самом деле виноват тот, кто это проектировал.


Люди выбирают максимально, по их мнению, удобный способ перейти пр. Алии Молдагуловой. Эксперты считают, что здесь надо установить вызывной светофор.

Ранее специалист по транспорту Urban Forum Kazakhstan Роман Барабанов по просьбе актюбинских урбанистов проанализировал несколько больших улиц города, где чаще происходят ДТП, и дал конкретные советы для улучшения безопасности на дорогах. Улицу Братьев Жубановых Роман Барабанов называет довольно широкой и прямой, что провоцирует водителей увеличивать скорость. Чтобы это исправить, по его мнению, нужно разделить встречные потоки и создать островки безопасности. Надо приподнять пешеходные переходы – так водители станут видеть барьеры и будут снижать скорость. А на некоторых участках проспекта 312 Стрелкой дивизии специалист посоветовал подумать над созданием тротуарных мысов для уменьшения радиуса поворота на одном из перекрестков. А также предложил установить вызывные светофоры.


Специалист Роман Барабанов дал советы, которые позволят снизить риски ДТП на нескольких улицах города.

Перекладывают ответственность

В Актобе на некоторых пешеходных переходах есть знаки: «Снимите наушники», «Возьми ребенка за руку» и тому подобное. Почему подобные предупреждения не совсем действенны, объяснил урбанист:

- Это пример того, как администрация города перекладывает ответственность на людей. Вместо того, чтобы делать нормальные светофоры, сужать дороги, они ставят такие знаки. У человека априори должно создаваться чувство безопасности в городе. У нас не должно быть мыслей: «Главное, чтоб не сбили». Такой город - не безопасный и не дружелюбный.


Вместо того, чтобы переделывать улицы с приоритетом на пешеходов, у нас появляются подобные знаки.

Самые гуманные законы?

В городе автомобилям разрешается двигаться не быстрее 60 км/ч, за исключением мест, где есть знаки, устанавливающие другие скоростные режимы. По данным департамента транспорта города Нью-Йорк, при ударе автомобиля на скорости 48 км/ч пешеход выживет с вероятностью 80%. Если же машина двигается со скоростью около 66 км/ч, то пешеход с вероятностью 70% погибнет.

- У нас нештрафуемый порог в Казахстане до 10 км/ч. То есть, при ограничении в 40 км/ч, можно двигаться в 49 км. При этом риск умереть 25%. Если взять за пример такую страну, как Норвегия, то там нештрафуемый порог у них 3 км/час, и то это составляет погрешность радара. При этом наказания за нарушения ПДД в Норвегии самые жестокие в Европе. По сообщениям полиции, например, в городе Осло не фиксируется больше 5 смертей в год. (Население в Осло составляет чуть более 690 тысяч человек. – Авт.)

«Автовладельцы - самые громкие»

Все представленные примеры решения проблем с ДТП в городе - лишь малая часть того, что можно было бы изменить.
- Главными в городе должны быть пешеходы, потому что их больше, - уверен Батыржан Кусаинов. - Машинам приоритет ниже, потому что затраты на инфраструктуру для машин всегда больше, чем на пешеходов. Почему город рассчитан на автомобилистов, хотя их мало? Потому что они самые громкие. Два года назад начался большой ввоз армянских автомобилей, и когда власти начали с этим как-то бороться, водители начали по этому поводу кричать. Когда вводили платный проезд по определённым трассам - тоже. Пешеходы – это такая разрозненная масса людей, и, к сожалению, их сложно как-то скоординировать. Но это политика, мы, как общество, можем влиять на принятие решений.

«Пешеходы хотят одного, а водители другого»

В ДП ответили, что новшества на улицах города полицией применяются, правда, правоохранители «разрываются», чтобы угодить и пешеходам, и водителям. Предложения горожан также учитываются.

- Пешеходы хотят, чтобы на каждых 100 метрах стоял переход, водители, наоборот, хотят, чтобы их поменьше было, - говорит Ерболат Саркулов. - Это все будет влиять на поток транспортных средств, другая проблема возникнет. Нововведениями мы начали потихоньку заниматься с прошлого года: например, стали приподнимать пешеходные переходы, их ставим вблизи учебных заведений, но не на магистральных улицах. В остальном да, есть свои стандарты где, что и как должно стоять. А то, что жители захотели, мы рассматриваем, нам тоже пишут. Наш дорожно-технический отдел выезжает, смотрит - и потом в акимат выносит решения.

Но, тем не менее, как говорят независимые урбанисты, вышеперечисленные проблемы и пути их решения предлагались и ранее полицейским и представителям акимата. Но результатов пока не видно.
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код: