«Женщина может быть президентом. Но только не в нашей стране»



Елена Рышкина, корреспондент газеты «Актобе Таймс»

В этот раз «О времени и о себе» – о себе. Почти семь лет я веду эту рубрику. За эти годы десятки судеб промелькнули на газетных страницах. Каждую неделю я ищу в Актобе личность, которой есть что рассказать читателям. Думаете, интересные люди «закончились», и поэтому я решила написать о своей персоне? Нет, просто в канун 8 Марта захотелось почувствовать себя на месте моих собеседников, которых я «пытаю» каждую неделю. Отвечать на вопросы сложно, отвечать честно - еще сложнее.

«Мне дали мой заслуженный гонорар – 500 тенге»

Мое утро начинается с «намасте». Мне нужно буквально 15-20 минут йоги, чтобы взбодриться и настроиться на новый день. И совершенно не могу собираться перед зеркалом без музыки. Соседи тоже слушают. Йога, музыка и чашка кофе - тогда я выйду из дома в хорошем настроении. Другой вопрос, смогу ли сохранить этот позитивный настрой весь рабочий день.

Самая первая статья была о том, что в сборниках ЕНТ к вопросам даются неправильные ответы. Я училась в девятом классе. Статья вышла в молодежной рубрике одной из городских газет. Принесла я ее в школу, и одноклассники передавали этот листок газеты из рук в руки.

Смешно вспоминать о моих первых гонорарах. Маленькая заметка в университетской газете о Славянском базаре. За свой труд я получила честно заработанные 500 тенге.

Хочу ли я прославиться? Давайте будем честными. В каждом из нас есть доля тщеславия. Это видно по «Инстаграму». Мы делаем фото тысячами - и ставим самое удачное. Каждый пытается чем-то выделиться в соцсетях. И я не исключение. В последнее время публикую свое творчество: стихи, пение. Хотя раньше мне казалось, что стихотворения – слишком интимное, чтобы выставлять напоказ, только по секрету, близкой подружке.
Да, мне тоже хочется лайков, положительных комментариев и свою минуту славы.

«Люди вряд ли будут с интересом читать о личной жизни акимов, когда в городе не решены насущные проблемы»

В Казахстане свобода слова есть в определеных сферах. Критиковать разрешается культуру, спорт, медицину. В политике она заканчивается на критике акимов. Периодически выходят поправки к закону о СМИ, которые постепенно и незаметно душат журналистику все больше и больше.

Я не стремлюсь брать интервью у первых лиц города. Люди вряд ли будут с интересом читать о личной жизни акимов, когда в городе не решены насущные проблемы: дороги, экология, криминал. А задавать острые вопросы о том, что действительно волнует народ... Ответы на них мы и так слышим из отчетов городских руководителей: «проблема решается», «поручили выполнить», «ситуация под контролем». Только вот воз и ныне там...

Маленькая комнатушка в общежитии. Тяжелый рассказ женщины о том, как непросто ей живется в таких условиях, больной, с больными детьми. Это был мой первый выезд по социальной проблеме. В редакцию я приехала расстроенная. «Нельзя так пропускать через себя все жизненные истории, о которых ты пишешь», - заметила тогда мое состояние редактор Ольга Александровна Цыганова. Я этому стараюсь следовать.

Самые яркие моменты в жизни... Все они связаны с поездками: когда гуляешь по улицам нового города, провожаешь закат на море или поднимаешься на гору. Именно в такие моменты я чувствую счастье, чувствую, что живу. Мне кажется, самые счастливые люди – путешественники.

Бывших журналистов не бывает. Журналистика для меня - образ жизни, и без этой суеты, общения и стука клавиатуры я задыхаюсь. Но убеждена, что человеку никогда не поздно поменять деятельность. Ограничения у нас в голове. Я не могу с уверенностью сказать, что через 5-10 лет буду все так же бегать по репортажам.

«10 минут разговора - и вдруг шум, запись прерывается. Все! Какая-то техническая неполадка свела на нет все мое интервью»

Мое самое провальное интервью было с судмедэкспертом. Перед беседой перечитала множество статей о людях этой неординарной профессии. Я ожидала «страшилки» о морге, ночных сменах, «пациентах». Но судмедэксперт оказался тем еще партизаном. Все вопросы скатились с него, как с гуся вода. В пиджачке, с галстуком, он с невозмутимым видом изрекал односложные, официозные ответы. Ни одной интересной подробности! Разговор так и не склеился. С каким разочарованием я возвращалась обратно в редакцию. И еле-еле набрала нужный объем для материала. Моя бы воля, вообще не стала его публиковать. Но на пустую полосу свою же фотографию не поставишь...

Нет универсальной формулы, как раскрыть собеседника во время разговора. Приемы, которые действуют на одних, совершенно не работают на других. Бывает, что человек напротив - скала. Но вот я задаю вопрос о его прошлом. «Я помню, как в детстве мама мне говорила...» Глаза блестят от слез, голос дрогнул. В эти секунды я прямо чувствую, как дистанция сокращается. Скала рухнула.

Больше часа я беседовала с преподавателем Дворца школьников. И вот сажусь дома за работу, включаю диктофон, 10 минут разговора - и вдруг шум, запись прерывается. Все! Какая-то техническая неполадка свела на нет всю мою работу. Выход был один. Я позвонила педагогу, объяснила ситуацию и попросила еще раз встретиться. Как же я удивилась, когда она сказала, что с радостью готова. В первую встречу она много чего не рассказала и очень жалела об этом. В итоге интервью только выиграло.

«Женщина-президент не готова к нашей стране»

Какие мужские качества я ценю? Слишком банально перечислять заботливость, мужественность и прочее. Еще хочется добавить чувство юмора. Если человек может меня рассмешить и смеется вместе со мной, значит мы на одной волне. А вообще есть одно хорошее упражнение. Возьмите чистый лист бумаги. Напишите, каким вы видите своего будущего избранника. Не упустите все его качества, распишите внешность. Написали? А теперь перечитайте. Разорвите листок – нет таких мужчин!

Женщина-президент... Почему бы нет? Особенно мне импонирует глава Хорватии Колинда Грабар-Китарович, самый женственный политик. Народ любит ее за нужные реформы в государстве, живость, яркость. Женщина может быть президентом, но только не в нашей стране. То, в чем мы сегодня погрязли, не под силу решить даже самой железной леди.

Идя на свидание, я по привычке беру журналистское удостоверение. А вдруг что-то...

Я бы хотела провести интервью с Ником Вуйчичем. В нем и через экран чувствуешь такое невероятное обаяние и позитив, что хочется обнять этого удивительного человека. Мне кажется, после общения с Ником начинаешь понимать, что, собственно, у тебя и нет никаких проблем. Ты - просто нытик и лентяй.

«Если власти что-то задумали, перед этим бессильна и журналистика»

В студенческие годы я проходила школу журналистики в городской газете. И вот раннее субботнее утро. Раздается звонок телефона. В полусне беру трубку. «Ленусик, - слышу голос ныне покойного Виктора Викторовича Родионова. – Спишь? А вот газета не спит! Езжай на Пушкинские чтения!» Мороз, школа на другом конце города! Но редакционное задание не выполнить нельзя. Вот тогда я поняла, что у журналистов нет выходных.

Почему я в журналистике... Вспоминаю одну историю. Редакция узнала, что голодает многодетная семья. Мама шестерых детей показывала мне холодильник, где лежал один вилок капусты. После публикации матери помогли устроить детей в садик, ей предложили другую работу. Люди несли вещи и продукты. Женщина написала в редакцию, что журналисты, будто ангелы с неба, спустились к ней.

Не могу долго терпеть творческий беспорядок. Когда чувствую упадок сил, апатию, я начинаю грандиозную уборку в шкафах. Выбрасываю все старое и ненужное. Под эту беспощадную чистку попадают вещи, которые бесполезно висят на вешалке.

Опасно заводить политические дискуссии с родственниками и с молодым человеком.

Журналист - это когда ты все время слышишь: «Напиши об этом в газете», «Только не пиши об этом в газете».

Надо признать, не всегда наше слово работает. Сколько было возмущений у актюбинцев по поводу названий двух частей города - «Алматы» и «Астана». СМИ не один раз писали о том, что все категорически против новых наименований. Но если уж городские власти что-то задумали, перед этими глобальными планами, увы, бессильна и журналистика.

«Журналистам мало писанины на работе»

Хорошо это или плохо - я слишком чувствительна. Когда ты час общаешься с человеком, смотришь глаза в глаза, его энергетика в любом случае передается тебе. Бывает, разговор идет тяжело, чувствуется холодок и напряжение с собеседником. После встречи болит голова, полный упадок сил. Материал будет готовиться так же тяжело. От открытых, душевных людей я, наоборот, получаю энергию. И интервью пишется легко, с удовольствием.

Малейшая гадость, подлость со стороны человека сразу перечеркнет все мое хорошее отношение к нему. Даже если до этого мы общались, дружили. Долго злиться, обижаться у меня не получается, но галочка возле этого субъекта уже поставлена.

Не терплю двуличие и хамство. Хам - потому что у него такой характер, такой день?.. Нет, он хам потому, что он хам.

Приятно выйти из-за рабочего компа и пересесть на домашний. В этом и есть вся работа журналиста. Журналюги вообще сумасшедшие люди, им мало писанины на работе. Дома в свободное время они еще пишут для души.

Мое идеальное 8 Марта: открываю шкаф и вуаля - сразу нахожу платье, которое надену сегодня вечером.

Елена Рышкина рекомендует:

Книга, которую стоит прочитать:
Этель Лилиан Войнич "Овод"

Фильм, который стоит посмотреть:
"В погоне за счастьем"

Музыка, которую стоит услышать:
Грегори Лемаршаль "Le lien"

Блюдо, которое стоит попробовать:
Пигоди

Город, который стоит посетить:
Тбилиси

Фото Лилии БЕЛИКОВОЙ

Похожие новости

Календарь новостей
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031