«Нужны люди, которые бы активно освещали культурную жизнь города»



Алия Бердигалиева, культуролог и куратор, один из авторов фестиваля «Art Week», создатель актюбинского киноклуба.

«Люди мечтали о том, чтобы дома в 12 микрорайоне были цветными. И теперь они яркие!»

Вернувшись через два года в Актобе, я вижу, что город стал другим.

Мы проводили неделю искусств «Art Week» ( 2016 год - Ред.), и у нас был исследовательский проект «Фантазии о городском будущем». Люди мечтали о том, каким они хотят видеть Актобе. Знаете, это как повесить на холодильник стикер: «У меня будет машина». Многие писали про невероятные фонари. Сейчас улицы стали более освещенными. Я помню пожелания о том, чтобы дома в 12-м микрорайоне стали цветными. Теперь они раскрашены! Может быть, не так великолепно, тем не менее, фантазии актюбинцев сбылись. Женщины писали о районе Шанхай. Там невозможно было гулять с колясками из-за ям и ухабов. Сейчас проложили тротуары.

К сожалению, старая часть города и Жилгородок вообще не меняются.

Когда ты по-доброму просишь у Вселенной, это обязательно появляется.

Актобе стал подвижным. Открывается много кафе и кофеен, спортивные площадки. Это ведь тоже часть городской культуры. Все время проходят какие-то мероприятия, кто-то к нам едет, обменивается опытом. Мне нравится, что у нас появляется все больше музыкантов и певцов, которые выступают в ночных заведениях. Уже не хватает гидов для городских мероприятий. Но появились гиды по туризму. Значит, на город смотрят как на туристический объект.

Меня беспокоит проблема анонсов культурных мероприятий. Мы надеемся только на социальные сети. У нас в этом плане развита ночная досуговая культура. Есть специальное медиа, где ребята выкладывают все фотоотчеты ночных мероприятий. У них сложилась такая хорошая команда. Но это отдельный пласт, посвященный ночной жизни Актобе. Там свои тренды. В урбанистике и искусстве, особенно художественном, не хватает подобного медиа. Нужны люди, которые бы активно освещали культурную жизнь города.

«С удовольствием приду в киноклуб, но уже как зритель»

Если говорить о киноклубе, то нужен человек, который бы все это организовывал. Я люблю вспоминать времена, когда мы собирались человек по тридцать, смотрели фильмы, обсуждали их. Мы могли делать показы и на сто человек, но нет помещения. Организация таких проектов муторное и достаточно неблагодарное дело: техника, аренда, написание анонсов. Киноклуб – некоммерческий проект. Раньше я все это делала с удовольствием. Сейчас было бы здорово, если бы кто-то продолжил этим заниматься. Киноклуб, по сути, никому не принадлежит, но желающих взяться за него пока не нашлось.

Сейчас я с удовольствием пришла бы в киноклуб, но как зритель. Культурное общение, душевная атмосфера. То, чего так часто мне не хватает в Актобе.

Диджитализация - это классно, но если представить, что вдруг полетят все серверы… Бумага все-таки вещь более надежная. Нужно во всем находить компромисс. Если убрали старые газетные ларьки, то поставьте киоски нового типа, модернизируйте их. Может, стоит оснастить их планшетами. Чтобы человек мог подойти и «полистать» свежий номер газеты. Нельзя полностью отказываться от печатных изданий!

«Девять лет со мной всегда было удостоверение, что я где-то учусь»

Я знаю, что такое суровая студенческая жизнь. Когда ты не позволяешь себе каких-то излишеств и сосредоточена только на учебе и работе. Конечно, в студенческой жизни много и льгот. В 17 лет я уехала учиться в Москву. Первое время жила у знакомых – шесть человек в полуторке. Потом переехала в общагу. Первое время для меня это было стрессом.

Вообще сначала я хотела поступать на архитектурное отделение. Но родители посоветовали идти на факультет искусств, так как я люблю и петь, и танцевать, занималась в драмкружке. О своем выборе я не пожалела. Получила диплом, но мне этого было недостаточно. Поступила в магистратуру, потом училась дальше. Я очень долго была студентом. Девять лет со мной всегда было удостоверение, что я где-то учусь. И сейчас снова хочу получать знания. Но изучать уже не искусство, а какие-то коммерческие вещи.

У меня была возможность устроиться преподавателем в НИШ или городском художественном лицее, уехать в Астану. Моя мама не понимала, почему я отказываюсь от таких предложений. У меня есть опыт работы в госсистеме. Четыре года я была научным сотрудником. В Актобе было страшно, что меня может затянуть чиновничья жизнь. Не знаю… Мне нравится ощущение некой свободы, независимости. Но если ты хочешь организовывать кинофестивали, арт-фестивали, выставки, от акимата все равно не уйти.

«Я открыла блог, чтобы поддерживать наших художников»

В дальнейшем у меня в планах творческий бизнес, который будет связан с арт-консалтингом. Вижу, насколько сейчас все завязано на бизнес-стратегиях, и в творчестве без этого тоже никуда. Я не согласна с тем, что только государство обязано поднимать культуру. Нужны частные инициативы. У меня есть идея, которую я уже очень долго вынашиваю. Но ищу надежную команду, которая «не слетит».
В июле я открыла свой арт-блог в «Инстаграме» paradiska_org. Понимаю, что сейчас таких блогов много, и у меня часто не хватает времени, чтобы его вести. Задача моего арт-блога в том, чтобы давать моральную поддержку нашим художникам.

Как-то проходил один форум, и нужно было зарегистрироваться. Мне очень нравится французское слово «paradis», что означает рай. Так и появился мой никнейм «paradiska». В школе я учила французский. Во время учебы в университете ездила во Францию и свободно заговорила на нем.

«Мечтаю показать своим будущим детям Эрмитаж»

У меня нет города, в котором я живу постоянно. За последние полтора года переезжала четыре раза. Сейчас оборачиваюсь назад и понимаю, что устала от переездов. Я вечный студент. А так хочется, что бы у меня был какой-то постоянный уголок, где будут лежать элементарно мои любимые домашние вещи. Когда переезжала из Москвы, было очень жалко оставлять часть книг, а еще пришлось отдать велосипед.

Мечтаю ходить со своими будущими детьми в Эрмитаж, прививать им любовь к искусству. Когда училась в художке, слушала рассказы нашего преподавателя о великих произведениях искусства и чувствовала, как идут мурашки по коже. Мечтала увидеть все работы вживую. Когда увидела многие картины в реальности, то поняла, что искусство совсем не такое, как на картинках учебников.

«Переломный момент настал, когда опять начала жить с родителями»

Хочу начать шить себе вещи. Сейчас, когда я похудела, не могу купить одежду. Нас кругом подгоняют под стандартные размеры. Как я пришла к похудению? Просто стала изучать правильное питание. Месяц я жила одна, и у меня не было возможности с кем-то застольничать по три раза в день. Начала прислушиваться к своему организму. Он не просил мяса, каких-то сложных блюд, только супчик, овощей… Я стараюсь делать десять тысяч шагов в день и давать себе физические нагрузки. Пыталась ходить в фитнес-залы. Не могу: там много людей, и мне тяжело дышать.
Переломный момент настал, когда я опять начала жить с родителями. И только недавно этот этап прошел. Раньше я всегда уходила от общения с папой и мамой. У меня была своя жизнь. Но вот я вернулась в родительский дом, у нас появились совместные планы. Я углубилась в психологию и стала изучать взаимоотношения в семье. Мне это помогло. Один мой брат живет в Казани, другой в Москве. Мечтаю, чтобы наша семья соединилась. Но сейчас я хочу быть рядом с родителями.

Моя вера – это вера в жизнь. Когда меня в 14 лет спросили, в чем смысл жизни, я ответила, чтобы не мешать кому-то. И сейчас мой жизненный принцип – не навреди. В последнее время мне близка тема экологического образа жизни. Мы слишком много едим, покупаем ненужные вещи. Я недавно подумала, что давно не покупала одежду. Просто не хочу, устала от этих шопингов.

Безумно люблю модные показы, но как искусство. Кстати, сами модельеры зачастую носят исключительно черно-белое. Я за то, чтобы одежда была индивидуальной. Как раньше, когда женщины шили себе сами.

«Когда я была маленькой, мне казалось, что в любой момент может начаться война»

Меня назвали Алией в честь Героя Советского Союза Алии Молдагуловой. В детстве я была пропитана темой войны. Много военных историй рассказывал папа. Ребенком мне казалось, что в любой момент может наступить война, и нужно будет пойти и умереть за правое дело. От этих мыслей я начала избавляться совсем недавно. Стараюсь ходить в музеи, посвященные теме войны. Но нужно верить в позитив и быть морально готовым к любым событиям в жизни. Уметь адекватно на них отреагировать. Бывает, возникают, как у многих людей, апокалиптические страхи. Мои самые страшные сны - происходит конец света, все рушится, а я не могу в этот момент найти близких.

Хочется давать людям что-то очень ценное, во всех поступках нести главные человеческие качества, которые у тебя есть. Не могу сказать, что я в зоне комфорта. Скорее именно сейчас нахожусь в каком-то вакууме, космосе. Очень не хочется жить по накатанной...

Беседовала Елена РЫШКИНА,
фото Лилии БЕЛИКОВОЙ

Похожие новости

Календарь новостей
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930