Главный имам Актюбинской области: «Кризис должен приучить нас к трудолюбию и бережливости»



Нурлан Хаджи Асанов,
представитель Духовного управления мусульман Казахстана по Актюбинской области, главный имам областной центральной мечети «Нур Гасыр»

О падении нравов

Дайте нам время. Мы только приступили. Наше врачевание только началось. Мы пока зернышко закладываем в нашу молодежь. Оно (зернышко. – Ред.) прорастет. То, что мы сейчас видим - это пауза, последствия вакуума, возникшего после падения Союза.

Я сам был пионером. Нам со школьной скамьи напрасно рот раскрывать не давали. По праздникам – маршировка, занятия внешкольные – все это заполняло вакуум. К тому же, в советские времена у людей надежда была на на что-то хорошее. Вот этой боязни не было, что будет с завтрашним днем. И я связываю это не только с советским строем, но с воспитанием. Аксакалы были, которые видели наших предков, и понимали, что человек должен оставаться человеком и в момент кризиса, и в момент богатства.

Казахстан по числу мечетей обогнал другие страны СНГ. Так утверждают СМИ. Теперь мы просим, чтобы желающие построить мечеть сперва подготовили кадры, а уже потом вкладывали деньги в строительство. Многие мечети по Казахстану сейчас пустуют – нет имамов. Если имама нет, мы ставим там главным аксакала.

О терроризме

За этим кроется большая политика, большие деньги. Эти люди представляют псевдоислам. В семье, как говорят, не без урода. А наше дело донести, что ислам есть миролюбивая религия.

По долгу своей службы я встречаюсь с осужденными по экстремистским статьям. Я прошу: «Поднимите руку, кто ходил по традиционному исламу, испокон веков присущему нашему народу, и его по дороге схватили и посадили в тюрьму? Нет таких. Вы же сами стремились к этому – сеяли раздор. К чему шли, туда и пришли.

Тот, кто говорит, что Пророк вел боевые действия – он ошибается. Он просто оборонялся. Это установленный факт. Просто Он отправлял своих миссионеров, так можно сегодня сказать, в разные страны. Они являлись посланниками, а правители этих стран убивали их, расчленяли тела. После этого Пророк заставлял платить джизью - как бы налоги. Ведь Пророк строил государство. Некоторые страны выходили на войну. И Пророк оборонялся. Но и при этом сам Он, лично стоя впереди всех своих сподвижников, никого не убивал своей рукой.

После падения Советского Союза идеология рухнула, вера в будущее пропала. Будто свет выключили и темнота наступила. Вот эта пауза и послужила поводом к поиску, к уходу в секты - и не только псевдоисламские. Поздно занялись этой проблемой. Но исправим – благодаря государству, благодаря нашим благонравным гражданам.

В нашей истории пока ничего постыдного нет. Стыдиться нам нечего.

О воспитании детей

С момента назначения большое внимание уделяю молодежи.
Хожу по школам, призываю к трудолюбию и честности. Спрашиваю в назидание у детей: «Кто самый благонравный, хороший человек в вашей школе? Кого любит Всевышний?». Они думают – учитель, директор, завуч. «Нет, - говорю, - техничка. Она получает зарплату 30 тысяч тенге. Мы тысячу раз топчем, она моет. У нее есть дочь, сын. Она тоже хочет подарить им айфон. Пожалуйста, уважайте ее. Она мать. Она взятки никому не дает, не получает». А директора, когда я это говорю, тааак смотрят на меня... (смеется).

Когда разговариваю с детьми в школе, разъясняю о неправильных течениях. Есть школьники, которые ходят в мечеть, церковь. И я им запрещаю в школе призывать одноклассников к тому, что надо молиться. Это сугубо личное дело.

Мы не против, когда девушки носят не самые длинные юбки, но когда все открывается… Иногда мне стыдно смотреть на учителей. Вот недавно, когда я встречался со школьниками, учительница села напротив в короткой юбке. И так тянет ее, и так - ну не тянется она. Так и хотел ей сказать: «Не тяни уже, не позорься!» Я повернулся в другую сторону. В определенных профессиях нужно быть высоконравственным каждую минуту, до смерти. Учитель – это святое, как имам, как мулла.

Мы, родители, чаще усерднее занимаемся нашими детьми, когда они идут в садик, в школу. Под руку гордо ведем в класс, шагаем, как с академиком. А когда поступют в университет, детей бросаем. А именно в этот момент необходимо внимание родителей.

Уверяю вас, если посмотреть, что наши школьники и школьницы пишут в своих телефонах, и что смотрят – родители ахнут.

У меня семеро детей: два сына и пять дочерей. Старший уже в 8-м классе. Телефоны проверяем с матерью. Они не обижаются.

Есть поговорка у казахов: «Твоя 13-летняя дочка никогда не должна ночевать у кого-то дома. Твой 13-летний сын никогда не должен насыщаться у кого-то дома».

О браке

У нас как бывает: демонстрируют любовь на людях, а ночью муж избивает свою жену, оскорбляет. Но на 8 Марта обязательно розочку даст. На этом любовь заканчивается разве? Нужно уважать женщин, видя в них матерей. Рай находится под ногами матери.

Вот факт из истории. Двадцатилетние русские девушки попали в гитлеровский лагерь. Их начали проверять. Немцы сказали: «Этих славян невозможно победить, потому что в свои 20 лет девушки являлись девственницами». Понимаете, как они берегли себя? А сейчас наших детей приучили к гражданскому браку. Никто ни перед кем не в ответе. И такой союз недолог. У каждой женщины в мечтах есть ребенок. А когда она начинает поднимать вопрос материнства, этого мужика уже нет. Испарился. Он не хочет ответственности. Там наплевал, там наплевал. Стукнет ему за 40. И начинает искать себе жену. А кто за него пойдет?

Ислам говорит: женщина должна родить, два года откормить, на третий год отдохнуть и потом только родить второго.

Вообще, в 16 лет можно выдавать замуж такую женщину, которая уже ищет, покоя ей нет. Если девушка, видим, только взрослеет, тогда рано.

О загранице

От Европы ничего не остается. Когда я был в Бельгии, у меня возникло ощущение, что я хожу по Марокко или по другим арабским странам. Кварталы турецкие, арабские, марокканские, саудовские. Кого только не встретишь. Если надеть арабское одеяние и пройтись в нем у нас в Актобе, все будут смотреть, расширив глаза. А в Брюсселе никто не обращает внимания. По 6 тысяч прихожан в мечетях. Несколько этажей. Одно из самых популярных имен у детей - Мухаммед.

Считаю, что нам пока принимать беженцев из Сирии, Ирака не нужно. У нас своих проблем хватает. Мы должны помочь своим переселенцам-оралманам, которые хотят обрести историческую родину.

О себе

Родился в Жамбылской области. Был октябренком, пионером, был в комсомоле. На «отлично» учился в школе. С красным аттестатом окончил.

Особенно любил литературу, русскую литературу. Учительница моя приходила, со слезами уговаривала моих родителей, чтобы я пошел учиться на филолога. А родители направили в это русло.

Сейчас времени много на чтение не остается. У меня очень много книг. Я горжусь своей библиотекой. У родителей большой дом, но даже там я не могу найти достаточно места для книг. Из светской литературы недавно я прочитал книгу о политических лидерах мира. Очень хорошо написана.
Я вырос в глубоко верующей семье. С детства посещал мечеть. Дедушка был муллой. Было несколько моментов, таких моментов… На линейке выставляли, скидывали с меня тюбетейку. Завуч и директор ее забирали. Я на этом не зацикливался, у дедушки новую тюбетейку брал. Однажды позвал меня завуч, показал свёрток со всеми моими тюбетейками. Сказал: «Забери себе». Потом в школе уже перестали обращать внимание. Хоть и было атеистическое воспитание принято в государстве, но люди верили.

О кризисе

Отрыв очень большой стал между состоятельными людьми и малоимущими. Раньше как-то незаметно было. За 20 с лишним лет мы достаточно встали на ноги. Если у человека каравай большой, он должен делиться с народом. Он заработал благодаря народу.

Нельзя сказать, что в советские времена не было богачей. Конечно, были. Но открыто не показывали этого. Наши деды вспоминали, как заходили к такому-то главе горкома, обкома, а у него на столе были золотые сервизы. Во время Андропова за ночь выбрасывали железные ворота и ставили деревянные. Боялись, чтобы не спросили – откуда ты взял железные?

Смотрел одно юмористическое шоу. Выходит человек, глядит на всех и говорит: «Знаете кто я? Я кризис. Что, привыкли хорошо жить? Чайную заварку один раз только макаете, два раза не хотите?» Все смеются. А он в ответ: «Что мне в нашем народе нравится – я, кризис, перед вами стою, а вы всё равно сидите и радуетесь».

Кризис финансовый приходит и уходит, но кризис души не должен наступать.

В прошедшие годы мы расточительны были во всем. Наш народ изначально любит жить на широкую ногу. Гостя встретит - последнего барашка зарежет. Но в меру надо. Есть изречение Пророка: «Кушайте, но не излишествуйте. Не излишествуйте даже в пожертвованиях». Если наше пожертвование не нашло нужного человека, и его отдали кому попало, это есть излишество. Несколькими годами ранее на каждой остановке по миллиону в кредит давали за 15 минут. Люди привыкли. А теперь не хотят отдавать. Это грех.

В 90-х годах не было работы. А сейчас очень много. Бегущую строку на каналах посмотрите: 90 процентов рекламы – только требуются, требуются... Но многие не хотят работать. Потому что привыкли, чтобы нас кормило государство, чтобы мы получали вооот такие деньги. Привыкли некоторые работать в офисах. А сейчас надо приспосабливаться. Человек должен иметь работу. По исламу считается самым постыдным делом попрошайничать. Особенно для мужчин.

Кризис должен приучить нас к трудолюбию, бережливости. Если он к этому не приведет, то достаточно испорченными мы будем.

Беседовал Ренат ТАИПОВ,
фото Лилии БЕЛИКОВОЙ





Похожие новости

Календарь новостей
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930