«Боюсь разочароваться в тех, кто рядом»



Самат Смаков, генеральный директор футбольного клуба «Актобе»

«Грусти особо не чувствовал. Она была бы, если я ушел бы из футбола в 25 лет»

На футбольных матчах сейчас ощущаю себя по-другому. Знаешь, что ты уже ничего не можешь сделать как игрок. На трибунах из-за переживаний не усидишь. Хочется помочь, выйти на поле. Про себя думаешь: вот там бы я поступил так или так… Хотя со стороны всегда виднее, поэтому у нас все болельщики «разбираются» в футболе.

Прощальный матч прошел, и снова вернулся к работе, которой непочатый край… Три-четыре года вынашивал эту идею. Очень переживал, как пройдет это мероприятие. К счастью, получилось хорошо. До сих пор все под впечатлением. На дружеском матче собрал четыре поколения футболистов. Мы ни разу не встречались, чтобы так всем вместе выйти на поле. Ностальгию почувствовал, когда вышел с родным чемпионским составом игроков. Вспомнились полные трибуны, какие-то моменты из прошлых матчей. Грусти особо не чувствовал. Она была бы, если я ушел бы из футбола в 25-27 лет. Я завершил спортивную карьеру в 39 лет. Наверное, уже наигрался.

Почему прощальный матч решил провести в Актобе, а не в родном городе? Главная причина - это логистика. В Семипалатинске аэропорт закрыт на ремонт. Зарубежным гостям до Семипалатинска без самолета добраться было бы просто невозможно.

В прошлом году я был еще действующим игроком. В тот момент на руках - три контракта с другими футбольными клубами. Просто поступает звонок от акима Актюбинской области, он попросил меня приехать на переговоры. У меня практически не было времени на раздумье. Я знал, в каком состоянии находится ФК «Актобе». Для меня он не чужой. Посоветовался с близкими и решил закончить с футболом. Переживания были только в том, что клуб накопил много долгов. Первые месяцы задавал себе вопросы: зачем я это сделал, куда пришел?.. Но я не могу бросить «Актобе», в котором столько всего добился. Моя мечта – поднять клуб до прежнего уровня. Конечно, в этом мне должны помочь мой коллектив и болельщики. Один я не справлюсь.

«Коллеги говорят, что я слишком мягкий руководитель»

Переломный момент был в жизни, когда я сломал ногу и два года практически не играл в футбол. Вот тогда жизнь показала, кто друг, кто просто знакомый. В тот момент я сделал для себя выводы: вычеркнул некоторых людей из своей жизни, кто-то стал еще ближе.

Моя слабость в том, что я слишком доверчивый. Сейчас стараюсь не быть таким открытым. На протяжении моей футбольной карьеры очень многие пользовались моим доверием. И еще мне мешает доброта. Даже мой заместитель сказал мне, что я слишком мягкий руководитель. Ну ладно, добрый я пока первый год. Сейчас у меня период адаптации, знакомства. В следующем году, если останусь, все будет по-другому.

«Мне не привыкать жить, как кочевник. Но супруге тяжело в Алматы с четырьмя детьми»

Всегда не понимал этой всеобщей пятничной радости. А теперь я сам жду конца недели, потому что можно выспаться. Когда ты футболист, то приходишь в 11 часов, затем два часа тренировок, обед, а дальше весь день свободный. Но у игроков нет выходных из-за матчей. На новой работе пришлось перестраиваться. Поначалу было непривычно. Первые месяцы работы приходилось сидеть в кабинете до 11 ночи. Представляете, я ведь с 6 лет постоянно в движении, а здесь все время в кресле. Из офиса сразу иду в раздевалку и на поле. В выходные порой так хочется снова надеть любимую спортивную форму...

Раньше можно было снять стресс на футбольном поле, куда-нибудь как пнуть мяч… Сейчас многое переживаю внутри себя. Помогает общение с семьей. Тяжело, что они не рядом, разговариваем только по видеосвязи. К сожалению, из Алматы забрать семью невозможно. У детей там школа, спортивные секции. Я-то привык жить, как кочевник. Но супруге там тяжело дома с четырьмя детьми. Вырваться к ним получается только на денек-другой.

С женой познакомились на свадьбе у друга. Ей было 15, а мне – 17 лет. Мы дружили восемь лет. Поженились в 2004 году. Сын уже с двух-трех лет был со мной везде на тренировках. Не было даже шансов, что он выберет что-то другое. В пять лет начал заниматься в академии «Кайрат». Спит и бредит футболом. Как я пошел по стопам отца, дедушки, и сын тоже идет по моим стопам. Дочь занимается художественной гимнастикой. На данный момент она кандидат в мастера спорта. Дома свой кабинет, где все награды сына, дочери и мои в том числе.

«Незнакомые люди в «Инстаграме» просят, чтобы я поздравил их близких от своего имени. Мне не сложно снять минутное видео»

В свободное время детей надо занимать каким-нибудь делом. Супруга постоянно «воюет» с планшетами и телефонами. Сейчас в каждой семье это проблема. Да мы сами зависимы от гаджетов. Как просыпаюсь, в первую очередь надо почитать новости. Перед сном тоже берешь телефон – час-два ночи, а от экрана никак оторваться не можешь.

Стараюсь всем, кто адекватно пишет в соцсетях, отвечать. Много сообщений с просьбами. Например, парень с девушкой поругался и просит меня посодействовать в их примирении. Чтобы я на камеру попросил девушку простить ее молодого человека. Конечно, на такое я не соглашаюсь. А так постоянно абсолютно незнакомые люди просят, чтобы я поздравил их близких от своего имени: дни рождения, свадьбы. На днях отправил актюбинской семье поздравление с рождением дочери. Мне это сделать нетрудно: снять минутное видео или поздравить по видеозвонку. А людям будет приятно.

«Думают, раз я – директор, то должен всех друзей и родственников устроить к себе
на работу»


Когда играл в футбол, постоянно сталкивался с «диванными критиками». Помню, как меня и моего партнера по футбольной команде один человек постоянно поливал грязью. Мы нашли его. Когда зашли в дом, то увидели мужчину в инвалидной коляске. Ничего не оставалось, как развернуться и уйти. Я понял, что на критику не стоит обращать внимания. Ругают футболистов в основном ставочники, у которых сгорела сумма. Другая половина критиков – это дети 12-13 лет.

Мне сложно говорить людям «нет», но потихоньку этому учусь. Больше всего боюсь разочароваться в тех, кто рядом со мной. И так, когда стал руководителем клуба, поменял мнение о многих знакомых. Некоторые думают, раз я – директор, то должен всех друзей и родственников устроить к себе на работу. Тогда бы весь офис и футбольная команда были бы из моих знакомых и родни.

«После гола я попросил прощения»

Уже даже футбол дома не смотрю: нет времени.

После Казахстана у меня любимая страна – Турция. Для меня это было вызовом: год играть в чужом государстве. Да, я получал там в два раза меньше, но не пожалел об этой поездке. Три сестры живут в Америке, зовут меня. Но кому я там нужен. Кроме футбола, я ничего не умею.

Я не оглядываюсь назад. Ничего не менял бы, меня все устраивает. Единственное, о чем жалею, что упустил шанс уехать в Израиль. В 2011 году меня приглашали в израильский клуб. Здесь меня не отпустили, так как был контракт, но и я не пытался настоять на своем.

На поле друзей нет. Единственное, когда забиваешь гол некогда родной команде, - ты не радуешься. В 2005 году, когда я играл за Павлодар, настала очередь пенальти. Обычно всегда бью я. Но как я могу забить родному «Актобе»… Дошло до того, что тренер крикнул: «Иди, пробивай!» Ослушаться не мог, пришлось идти. После этого гола я перед болельщиками поднял руки и попросил прощения.

Сыну всегда говорю: люби футбол, не обманывай его, и тогда футбол тебе все вернет, как вернул и мне.


Беседовала Елена РЫШКИНА,
фото Лилии БЕЛИКОВОЙ

Похожие новости

Календарь новостей
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930