«Стоимость проезда в автобусах - 200 тенге!»



Именно столько запросили фирмы-перевозчики. Большинство горожан категорически против повышения тарифа.

«Зимой автобусы встанут, и всё!»

Вечером в среду, 15 августа, в здании дома культуры «Геолог» в селе Каргалинское прошли первые общественные слушания по тарифам на проезд в актюбинских городских автобусах.
- У нас есть методика расчётов, по правилам и законам. Мы посчитали свои убытки, рыночную стоимость ГСМ, запчастей, все свои расходы, - говорит директор ТОО «Автопарк» Акарыс Тлеулесов. - Выходит, что проезд на городских автобусах должен стоить 212 тенге, а не 55 тенге, как сейчас. В соответствии с методикой, мы и заявку подали в акимат. Я понимаю, что за 200 тенге можно на такси покататься, но мы показываем наш ущерб и нашу окупаемость. После общественных слушаний маслихат будет рассматривать эту сумму.
Акарыс Тлеулесов сообщил, что «Автопарк» уже 3 года подряд подаёт заявки на повышение тарифа, цены постоянно растут, идёт инфляция, увеличивается стоимость доллара:
- Цены на ГСМ почти еженедельно поднимаются по 1-2 тенге. Завтра до 200 тенге дойдёт литр, и всё! У нас транспорт работает на дизтопливе. Нам нужно готовиться к зиме, в резерве нет ни автобусов, ни водителей.
ТОО «ПАТП» далеко не ушло от «Автопарка». Они предложили ввести цену проезда 200 тенге.

«Задрипанные автобусы с обшарпанным линолеумом»

Жителей села Каргалинское возмутило предложение высоких цен на проезд. Хотя на слушания пришли менее 30 человек, мероприятие длилось больше двух часов. Люди брали микрофон дважды, трижды, выкрикивали из зала, чуть ли не каждый присутствующий выразил своё негодование.
- Останутся ли льготы пенсионерам, студентам, детям? – спрашивала педагог с 40-летним стажем Гульжан Седакина. – На какие деньги должен ездить студент? Он что, зарабатывает 60-70 тысяч тенге или у него доход 100 тысяч? Многие студенты вообще без стипендии живут. Люди с Опытной станции ездят в автобусе, как селёдки в бочке. Дышать невозможно!
По словам Седакиной, у 29 автобуса зимой интервал доходит до 30-40 минут:
- Были случаи, когда мы по 40 минут стоял на морозе в Опытном. Ноги больные, а автобуса нет. А если придёт, то битком набитый. Почему интервал не соблюдают? Такое пренебрежение к жителям Опытного, такие задрипанные автобусы! В конце концов, имейте совесть!
При таком качестве работы городских автобусов нельзя говорить о повышении тарифа, считает население.
- Вот пенсию подняли, и тут же сахар взлетел, 260 тенге за килограмм, квартплата дорожает, - высказывается Седакина. - Как жить? Такая баснословная цифра, 200 тенге! Вы почему равняетесь на Алматы и Астану? Мы что, так же живём? У нас такие же условия в автобусах? Посмотрите, в чём вы возите людей! 29 автобус - обшарпанные «ПАЗики» не знаю какого года. Небось при советской власти они 40 лет прослужили, и теперь ещё 26 лет служат. Бедные водители стелют линолеум, он тоже уже обшарпанный, красят двери белой краской, чтобы сделать хоть какой-то вид. Хорошо, мы поняли ваши нужды. У вас очень много автобусов, которые надо поменять, ремонтникам нужно заплатить, но вы рассчитывайте и доходы населения.

Эксперты посчитают

Секретарь городского маслихата Сулупан Шинтасова объясняла населению, что проезд в размере 200 тенге только предлагает перевозчик. Лично она тоже против столь высоких цен, и проезд наверняка не будет стоить 200 тенге. Аппетиты перевозчиков умерят.
Пресс-служба городского акимата объяснила механизм утверждения тарифа:
- После общественных слушаний, которые будут длиться несколько недель, документы и расчёты перевозчика изучит экспертная комиссия.



Электронный подсчет даст право на субсидии

Население на слушаниях убеждали, что панацеей от бед в работе общественного транспорта станет электронное билетирование.
- Если мы внедрим электронное билетирование, тогда вопрос по оплате, субсидированию, бесплатному проезду льготников будет решаться автоматически, - заверяет заместитель акима города Актобе Куандык Касымов.
Пенсионеров тема возвращения льготного проезда очень обрадовала, и они стали скандировать: «Скорее внедряйте!»
Настаивают на электронном билетировании и сами общественные перевозчики.
- Если придёт электронное билетирование, я буду в плюсе, - уверен директор ТОО «Автопарк» Акарыс Тлеулесов. - Сейчас акимат и жители города говорят, что у меня есть чёрная касса, что я скрываю свои истинные доходы. После введения электронного билетирования они увидят, что у меня всё прозрачно, тогда я смогу попросить субсидии из бюджета. Мы заинтересованы в электронном билетировании. Тогда сотрудники акимата ко мне сами будут приходить с деньгами за субсидирование перевозок.

За чей счет банкет?

Только вот станет ли электронное билетирование панацеей от бед? Как согласился Куандык Касымов, электронные компостеры (или валидаторы) очень дорогие. Например, в Алматы частный инвестор потратил на это чудо техники для общественного транспорта порядка 50 миллионов долларов (около 18 миллиардов тенге по нынешнему курсу). Когда и как окупятся миллиардные затраты на цифровизацию актюбинских автобусов и, главное, кто за них будет платить?
- Цена валидаторов порядка 200-300 миллионов тенге, - рассказал на общественных слушаниях Куандык Касымов. - Сейчас решаем вопрос – инвестиции будут частные или государственные, рассматриваем вариант государственно-частного партнёрства.
Надо сказать, что переход на электронное билетирование нередко заканчивается журналистскими разоблачениями и скандалами в печати. К примеру, в Минске в 2014 году на тендере умудрились закупить валидаторы по цене 727 долларов за штуку, что сегодня сопоставимо со стоимостью золотого iPhone 7 фирмы Apple – 255 тысяч тенге. По настоянию белорусских журналистов результаты тендера проверяли правоохранительные органы.
Возможно, четыре года назад электронные компостеры и были чудесами техники. Сегодня на просторах Интернета мы нашли валидаторы по цене от 17 300 до 37 900 рублей за штуку, что составляет от 93 000 до 204 000 тенге. Причём самый дорогой компостер обладает операционной системой Android 5.X, может передавать данные и видео, фото в режиме реального времени. То есть на приобретение 500 навороченных валидаторов можно потратить не 200-300 миллионов тенге, как высказывался заместитель акима Куандык Касымов, а только чуть больше 100 миллионов тенге.
Кроме электронных компостеров, потребуются сотни тысяч карточек и терминалов по всему городу, через которые эти самые карточки можно будет пополнять. И тут тоже не стоит изобретать велосипед. К примеру, в российском Екатеринбурге проезд в общественном транспорте можно оплатить как специальной автобусной карточкой, так и обычной банковской. И заправить их можно в банковских терминалах. Таким образом, при разумном подходе весьма реально не вываливать миллиарды из бюджета на электронное билетирование, а взвешенно найти экономные варианты.

Татьяна ТОКАРЬ
aktobetimes@list.ru

Похожие новости

Календарь новостей
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930