О создании МСЗ рассказал консультант проекта Сергей Глазырин


Фото с сайта Евразийского национального университета


Доцент Евразийского университета уверяет, что технологии, которые намерены применить на заводе, абсолютно безопасны. Но ответы на вопросы интервью вызывают сомнения.

Ренат ТАИПОВ


Казахстанские экоактивисты уверены, что строительство МСЗ может значительно ухудшить экологическую обстановку. Опасение вызывает возможное выделение диоксинов, являющихся сильным канцерогеном. Также предполагается, что при эксплуатации завода будет образовываться очень много отходов – золы и шлака, для которых придется создавать новые полигоны. 8 декабря репортер «АТ» связался по телефону с консультантом ТОО Waste2Energy Сергеем Глазыриным. Вот какие ответы были получены от кандидата технических наук, создателя кафедры теплоэнергетики Евразийского университета и потомственного ученого.

- Диоксины и фураны образуются, когда отходы сжигаются без сортировки, когда батарейки, лампы (в том числе ртутьсодержащие) и прочие элементы -без сортировки просто бросаются в печку и сжигаются. А в Казахстане Экологическим кодексом запрещена термическая утилизация, сжигание, более 10 компонентов отходов, в том числе компонентов ТБО, которые образуют эти самые фураны и диоксины. Их просто на законодательном уровне запрещено сжигать!

- Насколько я знаю, основным источником диоксинов являются изделия из поливинилхлоридов, то есть из пластика?

- В общем-то, да. Но там, при поливинилхлоридах, образуется настолько ничтожное количество диоксинов, что их даже газоанализаторы далеко не все улавливают. Поэтому тут говорить о какой-то концентрации вообще не приходится. Поэтому можно не переживать: образование будет, как при сжигании бумаги, деревянных компонентов, ткани, кожи. Будут образовываться стандартные оксиды серы, азота. Причем по технологии эти вещества будут не просто улавливаться, а извлекаться.

- А что будет с золой и шлаком?

- Золошлаковые отходы, которые образуются, они тоже не содержат тяжелых металлов, поскольку источники образования этих металлов не будут присутствовать. По законодательным нормам Казахстана, такие золошлаковые отходы рекомендуется применять при строительстве автомобильных дорог. То есть полностью будет утилизироваться туда. Часть золы, возможно, будет отсеиваться в мелком виде и использоваться для создания строительных смесей, как подкрепляющее для железобетонных изделий.

- Можете ли вы заверить, что при том количестве денег, которые выделены на создание заводов, при том качестве мониторинга, который способны осуществлять наши госорганы, при том оборудовании, которым оснащены эти государственные контролирующие органы, процесс сжигания окажется абсолютно безопасным?

- Это будет максимально безопасно! Мы доработали общеизвестные схемы завода, что в Турции построили, и в Европе, и в Японии. Мы посмотрели и немножко доработали. С применением именно наших технологий. У нас полностью шлак и зола будут утилизироваться. Все жидкие отходы будут возвращаться в цикл, очищаться и функционировать в технологической схеме завода. А газообразная продукция – кроме воздуха, там ничего выходить не будет.

- Обладаете ли вы необходимым опытом, участвовали ли ранее в создании таких заводов?

- Да, конечно. Во-первых, я участвовал как наблюдатель при завершении пусконаладочных работ и запуске завода, который в Стамбуле на днях запустили. 3 000 тонн в сутки он уже сжигает. То есть он утилизирует полностью отходы от 1,5 миллиона человек и обеспечивает получаемой энергией 1 миллион 200 тысяч человек, то есть целый микрорайон Стамбула. Опыт есть. Кроме того, в принципе, технология сжигания и очистки газов – стандартная, что при угле, что при сжигании ТБО, поскольку мы говорим изначально, что элементы, вещества, образующие фураны, диоксины и тяжелые металлы, - они изначально не присутствуют в ТБО, как в топливе при сжигании. Опыт у меня более 30 лет. У нас потомственная династия ученых по теплоэнергетике. Мы всю жизнь занимаемся сжиганием и утилизацией отходов промышленности.
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код: