Один километр качественной дороги стоит 1 миллион долларов



Актюбинские подрядные организации пока не могут позволить себе строить дороги по западным стандартам. Большой проблемой является качество материала для закатки. Власти города обещают, что буквально за месяц дороги в Актобе станут намного лучше. Ремонт начнется уже в мае.

Юлия МИНИНА
aktobetimes@list.ru


В эти выходные сотрудники акимата города, совместно с подрядчиками, журналистами и блогерами выехал на рейд по осмотру дорог, которые были отремонтированы за последние три года – 2013-2015. Гарантийный срок этих ремонтных или капитальных работ еще не вышел. Подрядные компании будут обязаны отреставрировать проезжие части за свой счет.

Вместе со всеми в автобусе проехался и побеседовал о наболевших проблемах первый заместитель акима города Актобе Жандос Баирханов, курирующий вопросы ЖКХ, строительства жилья государственного жилищного фонда.
- Конечно, большая проблема – материал для ремонта дорог: битум и щебенка, - объяснил он. - Мы хотим подобрать для Актобе подходящий по климатическим условиям материал. Его обязательно проверят в лаборатории.
Сейчас мы обследуем улицы методом визуального осмотра, подрядчикам выдадут уведомления о восстановлении дорог. Срок исправления – месяц. Начнут ремонт уже в мае, когда дороги окончательно высохнет. Работу будет принимать группа технадзора, в составе которой представитель заказчика (отдел ЖКХ. – Ю.М.), представитель из подрядной организации и проектировщики.

К слову, крупных дорожных организаций в Актобе немного: ТОО «РосКазДорСервис», ТОО «Асана-Дорстрой», ТОО «КТП» и ТОО «Актобе Гордорстрой».
- Есть компании, которые каким-то образом получили лицензию на дорожные работы, но у них нет даже техники, - отмечает Жандос Баирханов. - Они вначале выиграют тендер, а потом бегают в поисках техники. С такими фирмами мы не работаем.

- Есть классификатор видов ремонта дорог, - продолжает зам первого руководителя. - Существует текущий, ямочный ремонт – на него два года гарантии; средний ремонт – до пяти лет гарантии; капитальный ремонт – до семи лет; и реконструкция, когда, к примеру, из двух полос делают четыре и т.д. Есть еще понятие межремонтный срок. На текущий ремонт никакой гарантии нет.
Только 41 процент улиц имеет асфальт, остальное – проселочные дороги. Из тех, что заасфальтированы – половина неудовлетворительны. В ближайшие годы мы может обойтись текущим, ямочным ремонтом.
Когда завод продает подрядной компании асфальт – выдает на него сертификат качества. Лучше по качеству и долговечней щебеночно-мастичный асфальт (ЩМА. – Ю.М.). Это западные технологии. Асфальт гладкий, а ЩМА пористый. При правильной укладке гарантия такого покрытия – до 10 лет. Привозят материал с комбината, который в 170 километрах от города.

По словам директора ТОО «КТП» Яна Вишенина, подобная технология применима не везде:
- Пару лет назад, мы для эксперимента ЩМА закатали возле ЦОНа на Тургенева. Не прижился, весь разрушился.

Чиновники признаются, что есть еще один фактор, мешающий долговечности дорожного покрытия. Около 70 процентов подземных коммуникаций требуют ремонта. Где и когда произойдет авария – сказать сложно. Зоны риска - по всему городу. Вышло из строя – поднимают асфальт, начинают копать снова.

Вода камень точит
Во время рейда объехать все разухабистые улицы города, конечно, не получилось. Список слишком велик:
• В 2013 году было отремонтировано 9 улиц на сумму 2 732 212 232 тенге;
• В 2014 году – 29 участков дорог на сумму 1 997 625 893 тенге;
• В 2015 году – 25 участков на сумму 31 483 593 800 тенге;
• В 2016 году ожидают 8 переходящих с прошлого года ремонтных работ.


На этом участке дороги асфальт разошелся, разорвав дорогу надвое. Специалисты говорят, что покрытие нужно срезать и проложить новое.
Подрядчики говорят, что виной разрушению - вода.
- На улице стоит колонка, рядом с которой неисправный колодец, - объяснили строители. - Вода лилась постоянным потоком вниз до Шернияза. Мы давали заявку в АО «Акбулак». Они приезжали, ремонтировали. Потом мы сделали насыпь и отвели воду в другую сторону, начали строить дорогу. Положили асфальт, но колодец снова начал источать воду. Свежеуложенный асфальт размыло недели за две.
- Баке, когда планируете приступить? Тут надо полностью заменить асфальт, - обратился заместитель акима к главе подрядной организации. – Делаю вывод, что был плохой состав покрытия. На этом участке нужно хорошо закатать асфальт и расширить дорогу метра на полтора. Важно учитывать коэффициент уплотнения покрытия, от него тоже зависит долговечность дороги.
Бывает такое, что жильцы, к примеру, частного сектора, уже после укладки асфальта начинают ремонт водопровода. Сделали, но неправильно, и вода пошла под дорогой, разрушая ее. Я не защищаю подрядные организации, разрушения на дороге, конечно, есть. Может быть - асфальт некачественный. Может быть – укладка неправильная. Может быть – закатка неверная. Подрядчик будет переделывать за свой счет.

Ул. Асау-Барака, ТОО «Актобе Гордорстрой»
(от от ул.Яншина до ул.Шернияза)
418 м дороги - 21 миллион тенге 2013 год


- Дорогу делали в 2014 году, а на ней уже есть дефекты – ямы, выбоины, трещины, - отметил Жандос Баирханов. - Нужна будет выборка основания, утрамбовка покрытия, заливка трещин, через которые в основание дороги попадает вода и разрушает ее.
Трещины пошли не только по Акимжанова, но и по прилегающему к улице мосту. Дорожное покрытие отошло и от температурных швов, благодаря которым мост, грубо говоря, не лопался.

Ул. Акимжанова,
ТОО «РосКазДорСервис» Капремонт
1,4 км – 213,5 миллионов тенге 2014 год


- Местами началось шелушение асфальта, - объяснил Жандос Баирханов. - Подрядчик будет устранять неполадки. Размер потраченных средств тоже зависит от метража дороги – где-то 100 метров будут стоить 50 миллионов тенге, а где-то 100 метров обойдутся в 10 миллионов. На каждый квадратный метр асфальта есть утвержденная смета. Разными могут быть только виды работ.

Ул. Смагулова,
ТОО «Актобе ГорДорСтрой»
1,1 км дороги - 61 миллион тенге 2013 год


- На этом участке продольные и поперечные трещины асфальта, - прокомментировал замакима. - Основание покрытия не жесткое.
- Во время ремонта улица расширилась на одну полосу с каждой стороны: была 4-полосная, стала 6-полосная, - объяснил заместитель директора ТОО «КТП» Владимир Жигулев. - Установили новые бордюры и предусмотрели водоотводы в канализацию, они проходят по всей Есет батыра. Сейчас, когда делают проект дорог, обязательно закладывают наличие ливневок. Арыки уже есть на Некрасова и Асау-Барака. Там, где вода не уходит – водоотводы забиты. Где их нет – значит, подземные коммуникации не позволяют их построить.

Ул. Есет батыра, ТОО «КТП»
(Участок от пр.А.Молдагуловой до бульвара Абая) 2015 год


По словам заместителя директора ТОО «КТП» Владимира Жигулева, как только дорога высохнет, местами асфальт вырежут и дорогу переделают за свой счет.
- Проект предусматривал расширение улицы, установку бордюров и ремонт тротуаров. После мы делали обследование покрытия и осенью, и весной, замеряли участки, брали вырубки. Есть разрушения в районе филармонии и перекрестка Скулкина-Калдаякова, и на пересечении Есет батыра – пр. Победы. Мы полагаем, что подвел плохого качества актауский битум. Он нестабилен и не «работает» с нашим материалом. Сейчас мы заняты поиском нового производителя битума.
- Мы перешли на казахстанского поставщика – завод новый и нестабильный, - уточняет генеральный директор ТОО «КТП» Ян Вишенин. – У нас есть своя лаборатория, мы можем проводить исследования, проверить механические свойства битума. Если переходить на щебень из Коктау – тоже надо химию знать. При ремонте участков улицы Есет батыра мы работали в стесненных условиях, времени было мало. Перекроем эту артерию – в пробках встанет полгорода. Уложили асфальт с битумом, а дальше начался химический процесс, который мы не могли предугадать. Во влажную погоду начинается процесс окисления. Значит, надо применять другие добавки.

Ул. Жармагамбетова,
ТОО «Актобе ГорДорСтрой»
1300 м - 56 миллионов тенге 2015 год


- Здесь дороги не было вообще, - рассказывает главный инженер подрядной организации. - Проектировщикам надо было предусмотреть, что здесь будет собираться вода, и куда она пойдет. Вдоль домов нужно было сделать арык.
- А когда вы получили проект, почему вы не озвучили предложения проектировщикам?
- Потому что во время тендера мы проект не видим. Есть общие положения – участок дороги, стоимость, мы и участвуем.
- Когда объявляется тендер, в технической спецификации указывается, ремонт какого участка запланирован, - подтверждает ситуацию замакима. - Закладываются основные характеристики, а стоит вода, не стоит и на каком уровне – этого в условиях нет. На ул. Жармагамбетова вода стоит по обочинам дороги и может попасть на ее основание, разрушив. Либо проедет грузовая машина – и края дороги осыплются.
- Почему на этом участке не предусмотрено ливневок? Эта часть города не запружена подземной инфраструктурой.
- Вначале нужно подумать, куда будет уходить вода, - отвечает Жандос Баирханов. – По проекту, я полагаю, предполагалось собрать все водостоки на обочины. Вода будет уходить и частично испаряться. Летом тут воды нет. Проектировщик не учел, что зимы бывают такими, как была эта.

Ул. Вавилова, ТОО «КТП»
(участок от пр.Санкибай батыра до ул. Маресьева)
919 м - 60 миллионов тенге 2014 год


- Мы только пригнали сюда асфальтоукладчик, как приехал «Акбулак» и раскопал тут весь квартал – у них поломка! – вспоминает главный инженер Владимир Жигулев. – Мы их предупредили, что свои перекопки они должны будут зарыть и восстановить. ЖКХ был в курсе проблемы. Но ничего коммунальщиком не было сделано. Грунт не уплотняли, ту же землю в яму закидали. Мы сами прокладывали потом щебенку на это место, асфальт. С нас, конечно, это ответственности не снимает. Мы дорогу восстановим за свой счет.
Есть еще пара таких же участков, где «Акбулак» копал – между ул. Бр. Жубановых и Маресьева. Кое-как засыпали, надо восстанавливать.
Ситуация такая, что даже если на 150 процентов виновата коммунальная служба – отвечать за дороги нам. Тот же «Акбулак» финансово не потянет такой ремонт. Замкнутый круг.

Чем дороже, тем качественнее


Подрядчики в один голос говорят: чем больше денег выделяется, тем лучше дороги они строят. Всё зависит от технологии укладки.
- С советских времен Актюбинская область относится к 4-5 климатической зоне, - генеральный директор ТОО «КТП» Ян Вишенин. - И были подобраны требования к дорожным материалам. Опираясь на них, мы и подбираем бетон, состав и т.д. Но эти нормы оказались неготовыми для такой погоды, что была этой зимой. Это экстремальные условия. Есть канон, что асфальт должен выдерживать 25 циклов «замораживания – оттаивания». Цикл – одна зима. А у нас за зиму пять раз дождь плюс мороз. Конечно, дороги не выдержали! Ситуация с дорогами повторилась в Самаре, Саратове, Орске.
Есть новейшие технологии, которые применяются в Норвегии, Швеции, Испании, в Санкт-Петербурге. Но это очень дорого! Сегодня средняя стоимость одной тонны асфальта – 9-10 тысяч тенге. Если начать использовать добавки, увеличится до 11-12 тысяч. Если добавлять финские добавки – 17-18 тысяч. Но дорога будет идеальной. Километр более-менее нормальной дороги будет стоить 1 миллион долларов. Это недорого! А у нас на один миллион несколько километров.

Водостоки нужны в городе обязательно, считает глава подрядной организации.
- Это дорого, но нужно, - говорит Ян Вишенин. - Необходимы уклоны. Чтобы вода уходила, стоки нужно доводить до основных магистральных каналов. В старом городе, к примеру, многие дома построены не там, где надо, и где им давали разрешения. При строительстве дорог всюду натыкаешься на инфраструктуру. Есть даже старая, неучтенная.

К слову, в больших планах у властей создать общественный совет, который мог бы контролировать ход ремонта городских улиц. По словам заместителя акима города, в него смогут войти все желающие. О создании поста контроля будет объявлено после проведения тендеров среди подрядчиков. После чего конкурсно отберут участников народного технадзора.

За последние 3 года в Актобе и пригородах было построено и отремонтировано 70 объектов дорожной инфраструктуры протяженностью 75 км на сумму более 7,8 млрд. тенге.

Похожие новости

Календарь новостей
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930