Время уток: почему Актобе тонет в слухах и фальшивых новостях



В сентябре начался прием документов для участия в республиканском конкурсе «Лучший уполномоченный по этике». По итогам конкурса власти выберут самый открытый госорган. Состязание, как нам кажется, весьма важное. Ведь доверие к любому ведомству, прежде всего, зависит от открытости перед народом. А СМИ, как известно, служит проводником между населением и властью. Напрашивается вывод: как ведомства сотрудничают с прессой, так они относятся и к народу. Газета «Актобе Таймс» составила два рейтинга. В первом - ведомства и организации, наиболее открытые для работы со СМИ. Второй – анти-рейтинг учреждений, которые остаются чужды открытости. Мы не стали останавливаться только на государственных структурах. Под репортерский прицел попали и частные компании.

ТОП-5 Самые открытые для СМИ организации



5 место. Известную поговорку «рыба гниет с головы» ну никак нельзя отнести к информационной службе акимата Актюбинской области. С 2015 года в областной администрации заработала целая медиа-система под названием Региональная служба коммуникаций, имеющая в каждом районе свое представительство. Практически ежедневно РКС проводит актуальные пресс-конференции в удобном зале областного акимата. Причем журналистов они любят баловать: дарят блокноты, ручки, а если организовывают какой-нибудь выезд, то обязательно кормят обедом. Заслужили пятое место – однозначно! А если серьезно – ребята действительно работают на совесть. За что им спасибо!



4 место. Пресс-служба городского акимата весьма редко критикуется журналистами. Все у них на уровне! Пресс-служба акима всегда вовремя обзванивает журналистов, оповещая о том или ином событии. Готовят весьма объемные пресс-релизы, которые позволяют вникнуть в суть вопроса. На протяжении многих лет пресс-секретарем акима города (точнее, нескольких акимов города) являлась Лариса Ивановна Томчук (на фото). Она знает о городе если не все, то почти все. Ее подсказки всегда наталкивали журналистов на интересные материалы. Пресс-секретарь пользовался огромным уважением и после ее ходатайства любой орган подконтрольный акимату соглашался на интервью. К нашему сожалению, в августе Лариса Ивановна вышла на заслуженный отдых. Мы опасались, что взаимодействовать с акиматом теперь станет трудно. К счастью, ошиблись. Отрадно, что кресло пресс-секретаря заняла журналист и телеведущая Динара Жаналина. Вездесущая девушка то готовит рейд «Акбулака», то объясняет всем и каждому, кто сейчас вывозит мусор, то поясняет, почему в Актобе падают остановки. В общем, везде и всегда!



3 место. Управление образования Актюбинской области. Руководитель ведомства Лаззат Уразбаева. Ее имя на слуху у многих актюбинцев, кто хоть немного интересуется новостями. Лаззат Аманжоловна, несмотря на постоянную занятость, всегда открыта для диалога с прессой. Как руководитель она готова ответить на любой вопрос даже в обеденное время. Достаточно вспомнить весну 2017 года, когда Актобе захлебнулся талыми водами. В ту пору Лаззат Уразбаева занимала должность замакима города. Однажды наш корреспондент позвонил ей с вопросом о помощи пострадавшим от наводнения. Уразбаева ответила, что говорить не может, потому что принимает «КамАЗы» с помощью из других регионов. Она пообещала перезвонить сразу же, как освободится. Свое слово сдержала.
Как правило, ее ответы полностью раскрывают ту или иную проблему, а если человек - новичок в журналистике и, что называется, «не рубит» в теме, Лаззат Аманжоловна это чувствует и сама старается дополнить свой ответ. Именно потому репортеры, если у них возникли вопросы, связанные с образованием (и не только) обращаются к ней напрямик, а не в пресс-службу ведомства или областного акимата.



2 место. Актюбинцы всегда любили спорт, а с приходом на должность руководителя Городского отдела спорта нашего непобедимого чемпиона Евгения Гончарова, физкультурой в городе стали заниматься даже 80-летние бабушки. При нем начали строить спортплощадки во дворах и парках, при нем возродились давно забытые марафоны и триатлоны. Участников с каждым годом становится больше, и все соревнования проходят без каких-либо взносов. Со своей чиновничьей должностью спортсмен справляется на ура. Помнится, к примеру, как наш фотокор «измучил» Евгения, подбирая для него хорошую позицию для снимка на открытии очередной спортплощадки. «А дайте урок детишкам! Покажите, как надо правильно качаться», - просил репортер, чтобы сделать статью живее. И Гончаров не отказывал. Таких примеров уйма, и если у него действительно нет времени для общения, то спортсмен просит перезвонить минут через 15-30. Журналист перезванивает, а Евгений Гончаров рассказывает все как на духу. Причем ответы его настолько емкие, что получается не одна запланированная заметка, а сразу несколько. Многие на месте человека, «поднимающего каждый день по 40 тонн», как он рассказывал нашей газете, давно бы зазвездились, но только не Евгений. Даже на высокой должности он остается таким же актюбинцем как и все, сливаясь с толпой в марафонах. Чтобы понять его открытость и открытость его ведомства, просто задайтесь вопросом: помните ли вы, как звали прежних руководителей горспорта?



1 место. Золото нашего рейтинга отдадим «Автопарку». Каждый актюбинец считает нужным критиковать несчастного перевозчика, который так долго добивался повышения тарифов. Логично было бы перевозчику молчать, чтобы меньше негатива получать в свой адрес, но нет – он всегда отвечает. Закупил новые автобусы, тут же зовет журналистов и держит удар неудобных вопросов. Избил водитель пассажира - тут же поступает полная биография водителя.
Надо отметить, что пресс-службы «Автопарк» не имеет, но это только подчеркивает его уникальную открытость. Как правило, с журналистами общается Руслан Жилкаманов: он и пресс-служба, он и юрист перевозчика. Разговаривать с Русланом всегда приятно. Он поделится любой информацией, а если чего-то не знает, то обязательно выяснит и перезвонит сам. Что уж говорить, даже люди, читая новости, пишут комментарии: «Опять этот Жилкаманов. У них там кроме него кто-нибудь есть?» А вот второй перевозчик всегда в тени, и даже депутаты это замечают.

ТОП-5 Анти-рейтинг: самые закрытые для СМИ госорганы



5 место. Открывает рейтинг самых закрытых ведомств, по версии «Актобе Таймс», Городской отдел пассажирского транспорта и автомобильных дорог. Руководителем отдела значится молодой специалист Руслан Торегали. На самом деле претензий к отделу не много. Вроде бы готовятся к отчетам чиновники ведомства достойно, раскрывая некоторые детали по ремонтам улиц. Однако все эти отчеты и пресс-конференции проходят в рамках каких-либо мероприятий или совещаний. Задумает журналист свой материал, обратится в ведомство за комментарием, а в ответ - мучительно долгая тишина.



4 место. Когда-то работать со спасателями многим моим коллегам, да и лично мне нравилось. Департамент по ЧС предлагал репортерам превратиться на сутки в огнеборцев, сдавать ведомственные нормативы и мчаться по дороге, включив сирену, на тушение пожара. «Подрабатывал» я спасателем-журналистом, служил и журналистом-пожарным, но давно это было. Постепенно работа пресс-службы ДЧС начала скатываться. До главного по связям со СМИ не дозвониться. А взять, к примеру, как они везли журналистов на приграничные учения Актобе и Оренбурга в Алимбетовку! Известно, с дорогами там проблема. Однако нас в 30-градусную жару запихнули в «таблетку», и мы всем телом прочувствовали каждую кочку на трассе. Совсем тяжело в ведомстве обстоят дела с новостями. Сгорела, к примеру, чья-то квартира или гектар леса, мы, естественно, бежим к ним с расспросами. В лучшем случае получим стандартную отписку с цифрами и штампом на конце «причины пожара выясняются, сообщим позже», а в худшем - вообще могут сказать: мол, ничего не знаем.



3 место. Бронзу заслуженно берет пресс-служба ДВД. Для любого журналиста новости этого ведомства считаются чуть ли не самыми важными. Так уж сложилось, что читателю всегда интересно щекотать себе нервы, узнавая о криминале, да и личная безопасность для каждого актюбинца в приоритете. Однако открыто о проблемах полиция не сообщает. Нет, они, конечно, отправляют еженедельно пресс-релизы. Но скупые данные о пьяных за рулем новостью для нашего города назвать трудно, да и престиж полицейской службы такие «информашки» не повышают.
Бывает, журналист добудет горячую новость из собственных источников и обращается в ДВД за комментарием. В лучшем случае он получит сухую отписку без подробностей, а в худшем – его попросят написать запрос, который еще надо будет утвердить в прокуратуре. Говоря по правде, многие наши репортеры очень не любят общаться с пресс-службой ДВД. Какие-то они недружелюбные к нашему брату.

Время уток: почему Актобе тонет в слухах и фальшивых новостях

2 место. Серебром антирейтинга наградим Городской отдел ЖКХ. Руководителем ведомства является Ибраим Кузбаев, ранее работавший в Генеральной прокуратуре и Верховном суде. Однажды нашему журналисту дали задание - выяснить, почему сохнут высаженные тополя и как обстоят дела с вывозом мусора? Журналист подумал: «Да это задание проще пареной репы». Ошибался. Телефоны ведомства долго не отвечали на звонки, а когда все же журналист дозвонился, то с руководителем его не соединили, а предложили на интересующие вопросы подготовить запрос. Репортер подготовил и лично поехал в ведомство в надежде, что там его примет хотя бы заместитель. Но ни зама, ни самого Кузбаева он не застал. Так мы ездили несколько дней – впустую. К слову, и сам ответ на запрос пришлось ждать две недели. Да и получили мы в итоге отписку, которую ответом и назвать трудно. Кстати, сам Ибраим Кузбаев, когда ему на мобильник позвонил репортер, сказал: «Все вопросы решайте через акимат. Не звоните на личку».



1 место. Итак, самым закрытым органом для СМИ, по нашему мнению, становится областная прокуратура. К примеру, еще в конце июня мы направили в ведомство запрос касательно бывшего старшего прокурора прокуратуры области Рустама Сиюшева. Нам стало известно, что в январе прошлого года он находился за рулем автомобиля и был остановлен полицейскими. Они определили, что он был пьян. Однако от освидетельствования Сиюшев отказался и сбежал от правоохранителей. На него составили административный протокол. Мы задали всего 4 вопроса о наказании и о дальнейшей его службе в ведомстве. Два месяца прошло – ноль эмоций. Прокуратура, которая должна отстаивать закон, получается, сама же его нарушает. Мы решили провести небольшой эксперимент. Позвонили в прокуратуру по телефону, указанному на их сайте, и спросили, есть ли у них пресс-служба. Выяснилось, что есть. На номер, который нам дали, мы дозвонились лишь с 3 раза. Там сказали, что это не пресс-служба, и принялись искать нужный телефон. Связь оборвалась. Мы позвонили еще несколько раз. В итоге нам назвали фамилию и имя ответственного за работу со СМИ. Но и названный сотрудник оказался в отпуске. К счастью, на вопросы репортеров, как правило, готов ответить сам руководитель аппарата областной прокуратуры Жасулан Даулембаев. Но и он явно не может взять на себя функции целого отдела.
Недавно «Актобе Таймс» писала о мужчине, который приковал себя к забору прокуратуры с целью попасть на прием к прокурору. Неужели и журналистам надо делать то же самое, чтобы получить комментарии?

Иван ГАЙВАН
aktobetimes@list.ru
фото Лилии БЕЛИКОВОЙ

Похожие новости

Календарь новостей
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930