DataLife Engine / Главные арт-события уходящего года

Главные арт-события уходящего года

Второй год коронакризиса не стал богатым на яркие события в современном искусстве. Самые известные форумы перенесены на неопределенный срок. В столицах проходят ретроспективные выставки старых мастеров. Ныне здравствующие художники вновь погрузились в исследование рефлексии, занялись принятием смертности и обнажением кровоточащих ран.

Кристальная стена плача

6 октября на территории урочища Бабий Яр в Киеве прошла церемония открытия инсталляции величайшей художницы современности Марины Абрамович.


Источник фото: strelkamag.com


Кристальная стена плача, ставшая одним из самых крупных арт-объектов в Европе за последние годы, создана к 80-летию массовых расстрелов, прошедших в Бабьем Яре. По оценкам историков, фашистами здесь были убиты 150 тысяч человек: евреи, цыгане, советские военнопленные.


Источник фото: svoboda.org


Трехметровый по высоте арт-объект представляет собой стену из антрацита (лучший сорт каменного угля). На всём её протяжении (40 м) на разной высоте размещены 93 кристалла кварца, привезенные из Бразилии.

По замыслу автора, для взаимодействия с объектом необходимо прислониться к трем кристаллам – головой, сердцем и животом.

Монолитная стена оборудована системой световодов и водоводов. За счет них кристаллы кварца подсвечиваются, а по стене стекает влага.

Инсталляция символизирует «ужасное воздействие массовых убийств на коллективную память и исцеляющий потенциал сфокусированного размышления для будущих поколений. Стена создает особое пространство, где каждый может думать, вспоминать, размышлять о трагических событиях прошлого и делать личные выводы. Взаимодействие с натуральными кристаллами кварца направлено на исцеление ран прошлого путем воссоединения с индивидуальным телесным опытом», - объясняет на странице в Instagram Марина Абрамович.


Обернуть Триумфальную арку

Последний воплощенный проект художников Христо и Жанны-Клод.


Источник фото: pbs.twimg.com


Укутать Триумфальную арку на площади Шарля де Голля в Париже Христо и его супруга Жанна-Клод намеревались еще в 1961 году.

Мечте не удалось сбыться при жизни прославленных мастеров ленд-арта. Жанны-Клод не стало в 2009-ом. Монтаж инсталляции наметили на весну 2020 года. Но началам работ помешали птицы. Соколы, ранее гнездившиеся на башнях собора Парижской Богоматери, после пожара в храме облюбовали Триумфальную арку. Им дали возможность вывести птенцов до осени. 31 мая 2020-го не стало самого Христо. Отменять инсталляцию не стали. Лишь сроки монтажа перенесли на сентябрь 2021 года.

Арку обернули в 25 000 квадратных метров серебристо-голубой ткани, изготовленной в немецком Любеке. Над созданием полотна семь месяцев трудились восемь швей. Для защиты декоративных элементов Триумфальной арки была создана специальная решетка. В целом для реализации проекта потребовались 14 миллионов евро.


Источник фото: i.pinimg.com



Источник фото: static.dezeen.com



Источник фото: artsharesales.com


Самые известные работы Христо и Жанны-Клод - «Обернутый рейхстаг в Берлине», «Окруженные острова в Бискайском заливе», «Бегущая изгородь в Калифорнии», «Зонтики, Япония – США». Чета художников оставила немало эскизов к нереализованным проектам: среди прочего они мечтали укутать в полотно целую реку. Но, видимо, эта инсталляция никогда не будет воплощена. Наследники заявляют, что творческий путь художников вслед за жизненным путем завершится оборачиванием Триумфальной арки.


Большая серая скульптура

17 сентября в лондонской галерее Conalghi была выставлена «Большая серая скульптура» российского художника Федора Павлова-Андреевича.


Фото из Instagram художника


Сын писательницы Людмилы Петрушевской, в прошлом журналист, а ныне известный перформансист, живет в Бразилии.

Скульптуру он создал из кусков пыли, собранной под кроватями своих сексуальных партнеров. Для этого художник попытался вспомнить всех, с кем у него был секс с 14 лет.

«Пыль - это память, и, собрав донорский материал (что заняло 3 года), я принялся за скульптуру. На стене позади - список доноров: среди них есть те, кто разрешил свое полное имя, те, кто решил оставить инициалы, а также анонимы… Так выглядит собирательная память человеческого существа, нажившего ее через других людей в результате как коротких (меньше часа), так и длинных (несколько лет) совместных эпизодов, - объясняет автор. - Эта скульптура – временное произведение. Когда я умру, владелец вернет ее моим наследникам: они сожгут ее вместе с телом, а часть праха поместят внизу рамы – с фотографией скульптуры в полный рост. Этрусская погребальная урна 8-6 веков до нашей эры, молча стоящая рядом со скульптурой, напоминает: нет ничего более вечного, чем смерть».


Еще не закрашенный Хармс

В период небывалого наступления государства российского на гражданские права показательной стала борьба городских властей Петербурга с Даниилом Хармсом.


Источник фото: storage.myseldon.com


А точнее, с граффити-изображением писателя, созданным художниками Пашей Кас (Казахстан) и Павлом Мокичем (Россия). Портрет Хармса был нарисован в 2016 году на доме по улице Маяковского, 11 «А», где писатель прожил шестнадцать лет – с 1925 по 1941 годы. Именно из этого дома Даниила Хармса уведут на допрос, затем арестуют, отправят в психиатрическое отделение изолятора «Кресты». Где он и умрет в феврале 1942-го от истощения. По другой версии, его все-таки расстреляют.

Жалобу на портрет Хармса подал некий агент под псевдонимом Фатима в марте 2020-го. И вот 26 октября 2021 Дзержинский районный суд обязал устранить рисунок в течение месяца. За граффити вступились жильцы дома, писатели и даже глава Эрмитажа Михаил Пиотровский. Хармса еще не закрасили.


«Манекены» по дороге в ГУЛаг

Автор нашумевших фотографий горящих деревень России стал номинантом премии Кандинского с новым проектом.


Источник фото: danilatkachenko.com


Данила Ткаченко разыскал места расположения концлагерей ГУЛага и установил там манекены, накрытые черной тканью.

«Проект обращен к проблемам памяти политического террора на территории бывшего Советского Союза, - объясняет Данила. - Самоубийственная природа советских репрессий затрудняет работу тех механизмов, которые помогают пережить катастрофу: узнать о том, что произошло; найти и наказать виновных; установить мемориалы на местах преступлений. Российская власть, являясь прямой преемницей советского режима, не желает признавать своей вины и пытается скрыть следы преступления».


Большая глина №4

13-метровая алюминиевая копия положенных друг на друга кусков глины стала «памятником единению в ненависти».


Источник фото: republic.ru


Скульптура швейцарского художника Урса Фишера, установленная в августе 2021 года на Болотной набережной Москвы, вызвала неоднозначную реакцию у жителей и гостей российской столицы. Юморист Максим Галкин, к примеру, сравнил скульптуру с «12-метровой стопкой не очень аккуратного дерьма».

«Большая глина №4» уже выставлялась в нескольких городах: Нью-Йорке (2015) и Флоренции (2017) - и так же вызывала неприятие у многих зрителей.

Автор утверждает, что «искусство - это то, что вы из него делаете. Если вы видите цветок, это цветок. Если вы видите кусок дерьма, это кусок дерьма».

Подготовил Ренат ТАИПОВ
11-11-2021, 17:59,314
Вернуться назад