Музыка для каждого



Педагог разработала собственную методику преподавания игры на музыкальных инструментах и получила помощь от государства на развитие бизнеса. Благодаря символам и цветовым обозначениям овладевают инструментом даже те, кто пока не умеет читать и считать.

Чтобы научиться играть на музыкальном инструменте, как правило, нужно пройти тернистый путь из долгого обучения в музыкальной школе или нескольких лет частных уроков. Многие дети, поступившие в школу, бросают её ещё в первом классе. Выясняется, что не так велико желание сыграть самостоятельно тему из любимого мультсериала, как страх перед ежедневным повторением гамм, разбором пассажей, дирижированием, сольфеджированием и музыкальными диктантами.

Но есть и другой путь. Учитель домбры Гульсана Магзимбетова разработала методику преподавания, по которой играть композиции начинают уже на первом занятии.

Как обучить детей, которые едва знают буквы?

Гульсана Магзимбетова родилась в музыкальной семье, и пошла по стопам отца-домбриста. Она окончила музыкальную школу, Актюбинский музыкальный колледж им. А. Жубанова и Западно-Казахстанский университет им. М. Утемисова. Свою методику преподавания она разработала спустя несколько лет работы.

- Я работала преподавателем в музыкальной школе, во Дворце школьников, общеобразовательной школе и детском саду. И данная методика родилась как раз во время работы в детском саду. Мне нужно было обучать детей четырех-пяти лет, которые, естественно, не знали нот, цифр и не умели даже читать. Поэтому, через 2 месяца тщетных попыток обучить их по нотам и табулатурам, я решила придумать что-то своё. Это было в 2017-м году, - вспоминает преподаватель.

Для каждого пальца учительница придумала своё обозначение – звездочку, полукруг, квадрат и другие. И когда ребенок смотрит на лист с обозначениями, то сразу понимает, каким пальцем играть. Вместо нот обозначения цветовые. Гриф домбры раскрашен разными цветами, а на клавишах фортепиано наклеены стикеры. И когда ребенок смотрит на схему, то ему проще понять, как сейчас играть. Звучит несколько сумбурно, но уже с первой попытки играть всё становится понятно. Репортеру АТ хватило несколько минут, чтобы разобраться и исполнить на домбре «Happy Birthday to you».

- В 2018-м году я вышла в трудовой отпуск и решила применить эту методику для детей с ограниченными возможностями здоровья. Подала объявление в Инстаграм о том, что ищу детей и хочу их обучать по данной методике на бесплатной основе. Много людей откликнулось. Я получила патент на методику, - рассказывает Гульсана Магзимбетова. - Сейчас у меня уже четырехлетний опыт работы с детьми с ограниченными возможностями. За это время я обучила всего более 800 человек. У меня также есть методика для обучения слепых детей. Но практики пока не было. Думаю, что в ближайшее время она появится.

Когда инклюзивное образование становится невозможным

Для большинства детей с ограниченными возможностями обучение в обычной музыкальной школе практически нереально.
- В школах очень большой поток обычных учеников и, к тому же, практически нет опыта работы с инклюзивными детьми, - объясняет преподаватель. - У меня дети с аутизмом играют. С задержкой психического развития - тоже. В условиях музыкальной школы им было бы невероятно сложно. Там много групповых занятий - хор, сольфеджио. Дети с аутизмом живут в своем мире, они не умеют читать, почти не разговаривают. И методики для них нет. Это же касается и детей, у которых слуховые аппараты. Врачи советуют им заниматься музыкой, играть на каком-то инструменте. Детям с ДЦП тоже полезны занятия музыкой, она развивает мелкую моторику, она напрямую связана с нашим мозгом. Но эффективной методики нет. Сегодня у таких детей только 2 варианта – рисование или вокал. Сейчас я являюсь лектором в республиканском учебно-методическом центре дополнительного образования. С прошлого года я читаю лекции в ZOOM о том, как заниматься с инклюзивными детьми. Стараюсь делиться своим опытом. К сожалению, статистика показывает, что особенных детей не становится меньше. Поэтому очень важно научиться работать со всеми.

Здесь и сейчас

Что касается обычных детей, то для них методика эффективна, прежде всего, тем, что очень быстро вызывает интерес к музыке.
- Когда я работала в школе, преподавала домбру девятиклассникам и учила их по нотам, - говорит Гульсана Магзимбетова. - И получилось так, что мы изучали только ноты 9 месяцев. Без самой практики. Сначала мы учили их расположение на нотном листе, на грифе. Это очень сложно, очень трудоемкий процесс. А сейчас такое время, что все куда-то спешат. И все хотят здесь и сейчас. А так как данная методика очень простая, результат у нас есть уже на первом занятии. Уже через 15 минут дети, которые никогда ни на чем не играли, начинают играть. На начальном этапе у нас маленькие легкие песни, вроде «В лесу родилась елочка» на казахский лад. Самому младшему ученику у меня сейчас 3,5 года, а самой старшей - 82 года. Ноты мы тоже изучаем, но уже по потребностям. Если человек настроен их знать, то переход по моей методике будет более безболезненным, нежели изначальное изучение нот. Каждый человек приходит со своим запросом. Если кто-то хочет научиться играть конкретную песню, то незачем всё усложнять.

У учеников есть достижения

Пока мы беседуем с Гульсаной, её ученица Клэр наиг-рывает мотивы на домбре. Клэр филиппинка, и говорит, в основном, на английском. Играет совсем недавно, но уже успела занять место на республиканском конкурсе.

- В Казахстане я живу уже 4 года, а играю на домбре 3 месяца. До этого я играла на гитаре, но моя мама посоветовала мне попробовать играть на домбре. И мне очень понравилось. Учителя я выбрала по советам знакомых. В будущем я также хочу научиться играть на фортепиано или скрипке, - говорит Клэр.
Несмотря на очевидные результаты учеников, Гульсана часто сталкивается с критикой.

- Как-то раз я ездила на форум для педагогов. И 90% из них были против моей методики. Они говорили, что научиться музыке без нот невозможно, что это неправильно. Но мне кажется, что это из-за консерватизма, - отмечает музыкант.

Помощь от государства

В 2019-м году Гульсана Магзимбетова при поддержке областного управления предпринимательства получила грант по программе «Дорожная карта бизнеса - 2025».

- Я получила грант по «Дорожной карте бизнеса-2025» в размере 1,5 миллиона тенге. Деньги потратила на оснащение - покупку музыкальных инструментов, принтера и ноутбука, - показывает преподавательница. - Грант очень помог мне в развитии. Самой мне было бы очень сложно это всё осуществить. Тем более, в 2020-м году нас охватила пандемия, уроки стали менее популярными. И это могло растянуться на несколько лет. Поэтому я очень благодарна за оказанную помощь. Сейчас мы активно занимаемся продвижением. Недавно я открыла ещё один офис, чтобы многим было удобнее добираться. Также у меня есть нанятый преподаватель. В этом году я тоже хочу участвовать в конкурсе, потому что очень большой спрос на уроки. Я вижу, что есть потенциал, поэтому я хочу сделать франшизу, чтобы у школы появились филиалы в других городах. Я хочу помогать людям зарабатывать и в то же время охватить максимальное количество детей.

В ближайшее время Гульсана Магзимбетова планирует переложить методику и на другие инструменты – в первую очередь, укулеле и гитару.

Анна КУЗЬМИНА
aktobetimes@list.ru

Похожие новости

Календарь новостей
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930