«В наших вокальных конкурсах лучше не побеждать»



Жасулан Сыдыков, солист вокальной группы Mezzo

«Я прирожденный программист, который стал певцом»

Аудитория Инстаграма очень легкая. Сегодня у тебя есть подписчики, завтра их нет. Там сильно влияют тренды. А я в основном пою то, что мне нравится, и поэтому перешел на стримы.



Стрим, другими словами, онлайн-концерт по заявкам. На YouTube в прямом эфире люди смотрят выступление артиста, заказывают песни и благодарят в виде донатов (пожертвований). Мне стали писать зрители: «Вот захожу на ваш канал, завариваю чаек и слушаю свои любимые песни».

По сути, такого никто не делает по СНГ. А за рубежом стримы очень популярны. Организовать дома мини-студию несложно. Конечно, надо изучить тонну материала. Но для меня это было легко. Так как я прирожденный программист, который стал певцом.

Зрители любят заказывать мне песни Муслима Магомаева, итальянские арии и Батырхана Шукенова. В моем голосе часто слышат Батырхана. Мне об этом говорили еще со школы. Но я не очень радовался такому сравнению, потому что эстрадное пение в те времена меня не привлекало, и у меня были совсем другие кумиры, в основном все западные: Андреа Бочелли, Джош Гробан, Ник Лаше. Я не стараюсь во время пения специально быть похожим на Батырхана Шукенова. Не знаю, почему так получается.

«Внешний облик группы Ninety One обсуждали больше, чем поднятие пенсионного возраста»

Фанбаза Мezzo очень сильно пересекается с фанатской базой Димаша Кудайбергена. Недавно я спел «Любовь уставших лебедей» и получил много и просмотров, и негативных комментариев. В общем, то, чего хотел добиться. Конечно, люди сразу начали сравнивать мое исполнение с Димашем. Хотя я спел ее на четыре тона ниже. Началось все с того, что одна женщина написала: вот Димаш поет лучше, другая ей возразила. И начались такие дискуссии... Комментаторы ругались между собой, пока мы разом не удалили весь негатив.

Я мечтаю о хейтерах. Скучно, когда тебе пишут только: «Как всегда хорошо», «как всегда супер». На моих онлайн-концертах, как правило, позитивная атмосфера. Но иногда заходит какой-нибудь один токсичный человек, все немного оживают, и мне это нравится.

В современном мире подняться на черном пиаре гораздо легче. Люди очень быстро забывают негатив, несколько недель - и никто уже ничего не помнит. Зато это дает хороший отклик аудитории. Вспомните, как начинала молодежная группа Ninety One: их эпатажный образ, розовый цвет волос. Многие выступали против певцов. Их внешний облик обсуждали больше, чем поднятие пенсионного возраста. Ничего не было важнее цели, как сорвать концерт этих парней. Сейчас они сменили эпатажные образы на традиционные, все как мы любим. Обычные казахские ребята, но зато теперь у них много поклонников.

«В какой момент в музыкальном мире что-то сломалось»

Пытаюсь вернуть себя в русло, когда писал музыку. У меня все творчество выходит через страдания. Даже если пытаешься сделать что-то веселое, все равно получается грустное. Почему-то обязательно через какую-то боль познаю музыку. По натуре я меланхолик.

У меня много моих песен со школы: слезливые, чисто про любовь. Одноклассница писала тексты, а я музыку. И они гуляли у одноклассников по блютузу. Не знаю, зашли бы такие вещи сегодняшней молодежи. Современную музыку я не понимаю. Британия ушла в направление инди, и на смену пришел тренд из Америки, его называют новой школой, когда поют и при этом ничего непонятно. Даже простую строчку «Как же я люблю тебя» произнесут так, что не разберешь ни одного слова. И всем нравится. В какой момент в музыкальном мире что-то сломалось.

У нас дома звучит то, что нравится мне. Супруге тоже приходится такое слушать (смеется). Мой плейлист очень старый: двухтысячные годы и много классики. Я чувствую себя ворчащим стариком, который вспоминает: «Вот раньше была музыка…» Нам старшее поколение тоже говорило, что группы «Демо», «Руки вверх» - это же не музыка. Как оказалось, в этих простых песенках души было больше, чем в сегодняшних. Из современных могу послушать только «Зиверт», и мне почему-то близко творчество Александра Реввы. Его Артур Пирожков - это талантливый стеб с невероятной подачей, харизмой.

Такие исполнители, как Элджей, стали духом времени для сегодняшней молодежи. Сейчас не стало хуже. Наоборот, музыка более качественная. Допустим, у Скриптонита очень глубокие тексты. Просто сейчас… Духовного, что ли, меньше… Как-то известного оперного певца Хосе Кура спросили, почему люди перестали ходить на оперу. Он сказал, что это не опера умирает, а просто потихоньку умирает человеческая душа. Сейчас всех интересуют только тренды и сбор лайков.

«Путь к сердцу народа лежит через тойские песни»

Той-бизнес – часть нашей культуры. Казахи с древних времен громко отмечали все события. Если сын женится, надо делать свадьбу. Неважно, что уже десять кредитов, ипотека. А если свадьба, надо звать крутого артиста. Наши певцы зарабатывают только на мероприятиях, а не на продажах песен и проведении концертов. Ты не сможешь существовать в казахстанском шоу-бизнесе вне тоев. Путь к сердцу народа лежит через тойские песни. Много поколений выращено на такой музыке, и от этого никуда не денешься.

В основном все наши артисты работают под фонограмму. Для меня это дико. Когда называют причины, что типа райдер не соблюдается, нет нормального микрофона, звука... Но ведь им платят такие бешеные деньги за выступление! Например, после нас выходит артист, популярный в тойском кругу, он берет в два раза больше, чем мы. Люди, естественно, рады его видеть. Он поет под фонограмму 8-9 песен и уходит. Самое обидное: публика не слышит и не видит разницы между фанерой и живым выступлением.

«Парадокс, но те, кто занимает вторые - третьи места, обычно добиваются большего успеха»

Десять лет прошло, с нашего участия в казахстанском шоу «Х-Фактор», а группа Mezzo все еще существует. Часто спрашивают, как нам удается держаться на плаву. Мы все очень спокойные, поэтому вместе легко уживаемся. Из первого состава Mezzo остался только я. Наши ребята: кто-то с эстрадным, кто-то с оперным образованием. А я балансирую между классикой и эстрадой, и поэтому чувствую себя здесь, наверное, комфортнее всех.



Я приехал в Алматы ни с чем. В Костанае бросил музыкальное училище, потому что мне предложили поступить в алматинскую консерваторию. Родители были против этого решения. Сказали: езжай, но пробивай дорогу сам. Когда начался телепроект «Х-Фактор», они поменяли свой взгляд, потому что услышали о моем творчестве авторитетное мнение со стороны.

Два года назад был украинский «Х-Фактор». На проекте всех артистов вводят в глубочайший стресс. Нас привози-ли на базу в три часа ночи, а в пять утра уже с камерами стучались в дверь, потому что нас ждал автобус. Из артистов выжимали все соки, поэтому все эмоции на экране искренние, живые. Мы продержались месяц. Я помню, как после одного нашего выступления люди встали и долго аплодировали. Константин Меладзе сказал: «Нам нечего добавить. Зрители все сказали. Вы идете дальше». Этот момент обрезали. Жаль, что по телевизору не показали даже половину. Судя по эфирам, мы как будто резко стартанули и резко исчезли.



В казахстанских вокальных конкурсах лучше не выигрывать. Если ты победитель, то попадаешь в кабалу, у тебя появляется множество обязательств перед разными лейблами. Потом они могут продлить с тобой контракт, но чаще всего бросают. Через год ты остаешься только со своей регалией победителя. Парадокс, но те, кто занимает вторые-третьи места, обычно добиваются большего успеха. Подняться можно на зарубежных конкурсах, из опыта того же Димаша.

Мыслей уехать все больше и больше, в целом у всей группы. У нас уже было много попыток за рубежом. Европейцам непривычно видеть на сцене парней азиатской внешности. Для них мы красиво поющие четыре китайца. У нас впереди есть кое-какие планы, если они сбудутся, то тои останутся в прошлом.

«На ЕНТ провалил алгебру и ушел в музыку»

А ведь я представлял свою жизнь совсем по-другому. Когда заканчивал школу, у меня было четкое понимание, чего я хочу. Я занимал призовые места по научным работам, связанным с информатикой. Но просто халатно отнесся к ЕНТ и провалил алгебру. На программиста поступить не смог. Решил идти в музыкальное училище. На самом деле, я сильно переживал. Сейчас же многие подростки думают, что если не сдал экзамены, другого выхода нет. Из-за этого столько суицидов. Выход есть всегда! И часто лучше, чем вы ожидаете.

Иногда думаю: вот был бы я сейчас программистом: еще толще, прыщавее, и сидел бы с горбом целыми днями за компьютером.

«Пока не починю – не успокоюсь»

Но программист во мне живет. Сейчас дома я собираю один мини-компьютер, и сегодня всю ночь не мог уснуть, думал о сборке. Последние фотки в телефоне - это тоже разные детали, микросхемы. Я также отвечаю за весь технический процесс на музыкальной студии. Если бы я не участвовал напрямую, меня бы это съедало изнутри. Мне всегда все хочется держать под контролем.

Если что-то ломается дома, у меня настроение падает. У некоторых выключатель может годами не работать, но это не про меня. Пока не починю, не успокоюсь. Наверное, черта многих Скорпионов.

Люблю делать все по расписанию. Когда что-то выпадает из графика, все сразу рушится, как карточный домик. И мне потом вообще ничего не хочется, вхожу в режим прокрастинации.

Скажу честно, за всю жизнь я не прочитал полностью ни одной художественной книги. В школе проходили какие-то произведения. Помню, как пытался осилить «Горе от ума», и отключался каждые 5 минут. Обычно перед уроком литературы мой друг-книголюб Стас пересказывал содержание заданной на дом книги. Но меня всегда интересовала научная литература. Я читал взахлеб тонны книг по программированию.

«Первого января все так же, только везде закрыто и ничего не работает»

Не терплю неадекватных людей. Бывает, познакомишься с кем-нибудь из артистов, общаешься. Потом он выкидывает какой-то «номер», и ты говоришь себе «стоп». С творческими личностями мне тяжело. Может, потому, что я сам только наполовину творческий.

В Новый год я редко бываю дома с семьей. Ожидание новогоднего чуда, наверное, разрушилось с мифом о Деде Морозе. Для меня это праздник, когда люди закрывают бюджеты, подводят итоги и пытаются все быстрее продать. Первого января – ничего не меняется. Только в городе все закрыто и ничего не работает. Я больше люблю День рождения. Утром просыпаешься с каким-то особенным чувством, а в 00.01 с сожалением думаешь: эх, вот и прошел твой день.

Беседовала Елена РЫШКИНА,
фото из личного архива Жасулана СЫДЫКОВА

Похожие новости

Календарь новостей
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930