Паводок- 2017 может повториться



Главный инженер проекта по расширению русел рек уверен, что над Актобе висит угроза наводнения.

Вода подобралась к домам

В Актобе прошёл паводок. Илек, Каргала и Бутак, прежде напоминавшие небольшие ручьи или лужицы, наполнились водой. А вот Сазда так и осталась практически сухой, с крошечными островками воды.

Последние 2 года засухи специалисты связывали с небольшим количеством осадков. Но теперь даже небольшого количества талых вод хватило, чтобы подтопить пляжную зону вдоль Илека. От подступа к воде были видны разве что перила, а деревья были точь-в-точь, как на знаменитом полотне Левитана «Большая вода». И если возле Илека всё было относительно живописно, то Каргала по-настоящему напугала хозяев близлежащих домов.
Ночью 11-го апреля, как сообщают в пресс-службе ДЧС, возникла угроза подтопления домов в жилом массиве Каргалы. Перелив воды произошёл в связи с резким повышением температуры. 20 человек экстренно эвакуировали в местную школу. Вскоре вода ушла, и жители вернулись в свои дома.

«Ежу понятно»

И хотя вода шла совсем недолго, от укрепленных берегов практически ничего не осталось. Особенно это видно на берегах Бутака. Наверху, куда вода не дошла, ещё есть ровный слой глины. А внизу – камни, ветки, рыхлая земля.
Выходит, что работы по укреплению берегов, проводимые 2 года назад, от паводка никак не спасут?
Ольга Евтушенко живёт у берега Каргалы больше 30-и лет. 4 года назад ей повезло: вода дошла только до крыльца дома. Но женщина опасается, что если берега останутся в нынешнем состоянии, то при большом количестве осадков талая вода накроет всё.
- Берега до сих пор в воде, хотя она уже полностью ушла. А вот представьте: вода стояла, там оставалось 1,5 метра до края. Мы ходили, уже переживали. Если бы в это время был малейший спуск, то мы бы уже поплыли, - говорит Ольга. - Проблема этих всех работ в том, что сама отсыпка, которую они как бы провели для того, чтобы защитить от наводнения, велась в русле реки. А ежу понятно, что на самой верхней точке должна быть защита. Сейчас же тут одна глина. А должно быть ещё 2-3 слоя грунта. И они должны быть намного выше. То есть сам верхний берег никак не укреплен. Да так много нюансов… Какая же это защита, если всё просто вниз было высыпано? Мало того, что они отсыпали всё, как попало, они угробили родники, засыпав их глиной, они заилили реку: фактически в никуда поставили глиняные валы, которые при большом потоке воды просто размываются или идут на дно. Так никакой защитной функции нет! Все на ветер. А сливать-то все равно будут… Водохранилище же наполнится всё равно.

Размытие берегов естественно

Руководитель ТОО «Проектный Институт водного хозяйства» Еркин Тажгалиев участвовал в непосредственной разработке проекта по расширению и углублению русел рек. По его словам, то, что берега размылись с первой же «большой водой» – закономерное явление.

- По Бутаку подрядчиком была компания «Берекелди», по Каргале – ТОО «Компания Спецстрой». То, что берега размылись, связано с тем, что была неправомерная остановка проекта. Нужно было всё прочистить, создать транзит. А этого сделано не было, - объясняет проектировщик. - Нужно до конца работы провести. Всё прочистить. Размытие берегов - вина не проектировщиков, не строителей. Акцент нужно сместить на местные исполнительные органы, в частности – областную прокуратуру и ГАСК. Это две инстанции, которые должны следить непосредственно за водоохранными полосами. Они этого не сделали. Вся вот эта территория застраивается коттеджами. Есть же надзорные органы, которые должны следить за соблюдением земельного кодекса, экологического кодекса, градостроительного кодекса и так далее. Эта часть не должна застраиваться! Вопрос выделения шести миллиардов тенге нужно ставить на чье-то попустительство. Почему за многолетний период никто не следил за этим?

Обошлись малой кровью

В качестве примера проектировщик приводит длину мостов вдоль рек. По его словам, именно вот эти 100-200 метров длины моста охватывают территорию, вдоль которой ничего не должно застраиваться. Потому что это - условные границы реки в период паводка.

- По Актюбинскому водохранилищу если смотреть, это 600-800 метров. Нельзя эти границы заступать! Раз в 30 лет приходит такой паводок. Природа имеет свои законы, которым мы должны подчиняться, - продолжает Еркин Тажгалиев. - Мы же видим по площади, которую занимает вода, территорию расчистки: возле Каргалы это 200 метров. Благо еще, что полупустые водохранилища были в этом году. Тот приток воды, который был 11-12-го апреля, был небольшим. Актюбинское и Каргалинское водохранилища были полупустыми в связи с тем, что в течение 2-3-х лет был засушливый период. Если бы эти водохранилища были в том состоянии, в каком они должны быть, хотя бы наполовину полными, та ситуация, которая была в 2017-м году, повторилась бы. И была бы намного хлеще! У вас есть 2 плотины общей суммарной ёмкостью 500 млн кубов. Не дай бог они прорвут! Есть даже расчеты, их делали в ЧС. В случае прорыва Каргалинского водохранилища, которое находится на расстоянии 62-х километров от города, время добегания волны до города высотой в 9-12 метров – 16-20 минут. И я не говорю уже про Актюбинское водохранилище, которое находится в 6-и километрах от города. Там за 2-3 минуты добежит. А плотинам по 50 лет!

Сказать, что плотины на сегодняшний день не справляются, нельзя. Их срок эксплуатации как раз составляет от 50-и лет и выше. Но если уровень воды будет слишком высок, то шлюзы будет необходимо открыть, чтобы избежать перелива. А если их не открыть, то беды не избежать.

«Если город накроет, виноват будет тот, кто остановил проект»

Любое упоминание о работах на реках сейчас вызывает у актюбинцев опасения. А не исчезнет ли опять вода? Но, как считает проектировщик, это печальное стечение обстоятельств.

- 10% населения за проект, 90% против. Многие не понимают угрозы, и глаголят, что проект не принёс пользы. Наоборот! Он принёс пользу. Но из-за того, что не дали дочистить до конца, создаётся такая ситуация. То, что он необходим, понимают, к сожалению, только узкие специалисты. В 2019-м году была повторная рабочая комиссия. И проект снова прошёл экспертизу. Уже не на уровне Актюбинской области, а на уровне республики. Есть протокол. Ошибок в проекте нет. И дальнейшая реализация рекомендована. Все понимают, что нужен проект. Его же никто не остановил окончательно, не положил на полку. Если в случае непроведения проекта от паводка кто-то пострадает, ответственность понесет тот, кто остановил проект, - утверждает проектировщик.

А успеют ли в этом году?

С тем, что проект необходимо довести до конца, согласны и многие общественники. Но вот уже долгое время все новости ограничиваются тем, что проекту ещё предстоит корректировка. И не ясно, разгребут ли Авгиевы конюшни до следующего паводка.

- Корректировку полтора года не вносили в проект потому, что полтора года с нами договор не подписывал акимат. А мы же бесплатно не будем работать. Только в декабре с нами подписали договор, и только эти пять месяцев мы работаем над корректировкой. Поправки ещё 2 месяца будут вноситься. Утверждение тоже время займет. Общественные слушания желательно глаза в глаза проводить, не дистанционно. Так что не ясно, как они пройдут из-за ограничительных мер, - говорит Еркин Тажгалиев.
На работы в 2019-м году, напомним, было выделено порядка 6-и миллиардов тенге. 4 из них уже освоили.

Анна КУЗЬМИНА
aktobetimes@list.ru

Похожие новости

Календарь новостей
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930